Папки-передвижки

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Наталья Гоман
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЁК» Р. П. ЛИНЁВО

Итоговое задание по курсу

«Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

Гоман Наталья Владимировна,

Воспитатель

2018 год

Пояснительная записка

Публикация «Итоговое задание по курсу „Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляют большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В последние годы растёт и число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части инклюзии (Н. Н. Малофеев, М. М. Маркович, Н. Д. Шматко). Большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья лишь в аспекте их психолого-педагогической или медико-социальной защиты. Образование и социальная адаптации таких детей остаются практически неразработанными с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательного учреждения, так и на уровне государственной политики.

Данный проект необходим, так как он задуман к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их родителям, потому что задачи, темы, содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.

В тоже время сам процесс включения детей с ОВЗ в образование оказывается очень сложным, как в организации, так и в содержательном компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования :

«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ст. 3, п. 27 ФЗ-273

- «Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» 181-ФЗ ст. 19 (ред. от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24 ноября 1995г.)

- «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» 273-ФЗ, ч. 4 ст. 79

Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование и надеются на более широкие возможности общения их детей с их развивающимися сверстниками.

Цели семьи:

• Создание больших возможностей для развития адекватных образцов для подражания.

• Создание больших возможностей для развития и упражнения базовых навыков, например, коммуникативных.

• Создание больших возможностей для развития дружеских и других общественных отношений со сверстниками.

• Создание возможностей доступа к основной программе обучения.

• Создание доступа к многообразию способов обучения.

Возможность инклюзивного образования в ДОУ обусловлена :

• Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя -логопеда; музыкальный и физкультурный залы) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.

• Положительным опытом реализации в детском саду разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.

• Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.

• Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

Актуальность

Введение инклюзивного образование обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей, в частности. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

- взаимное уважение;

- терпимость;

- осознание себя частью общества;

- предоставление возможностей для развития навыков и талантов человека;

- взаимопомощь;

- возможность учиться друг у друга;

- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

В нашем детском саду есть дети с ОВЗ: ребёнок 5-ти лет с нарушением опорно- двигательного аппарата и глухой ребёнок 3-х лет. Для них в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей.

Ребенок – инвалид, воспитывающаяся в нашем детском саду (вялый верхний парез правой руки, 2 раза в неделю дополнительно занимается в центре реабилитации и развития. Данный центр находится на территории посёлка Линёво. По итогам наблюдения, диагностики и реабилитационно - образовательных мероприятий специалисты МКДОУ пришли к выводу, что девочка самостоятельная, активная: умеет себя обслуживать, активно играет с другими детьми. Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие) соответствуют возрастным особенностям. На занятиях воспитанница активно отвечает и выполняет задания воспитателей, она рисует, лепит, раскрашивает левой, здоровой рукой, при этом, активно помогает правой.

Иногда ей требуется помощь взрослых, в особо трудных ситуациях: снять тугую одежду, застегнуть замок и прочее. Исходя из изложенного, в МКДОУ создан индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка- инвалида и программа реабилитации. Кроме того, ведётся дневник наблюдений, где ежемесячно отмечаются особенности роста и развития ребёнка.

Воспитанница занесена в базу данных детского сада как ребёнок – инвалид. Издан приказ по сопровождению, назначен сопровождающий. Это педагог- психолог (Ясинская Елена Григорьевна). Коллектив детского сада состоит из 31 педагога основного состава и 1 совместителя. С ребёнком – инвалидом в 2018 – 2019 учебном году будут работать 5 педагогов: 2 воспитателя, педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. 100 % педагогического коллектива понимают и принимают ситуацию.

Тем не менее, в детском саду создана команда из 6 человек: заведующий садом, методист, педагог- психолог, 2 логопеда, инструктор по физической культуре для внедрения в саду проекта инклюзивного образования. Так как на сегодняшний день к нам поступил глухой ребёнок во 2 мл. группу. Его родители тоже глухие и сейчас с ними проводится работа по оформлению инвалидности ребёнка. Поскольку работа для нас новая, нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении индивидуального маршрута развития ребёнка- инвалида, но и в том, как работать с такой категорией родителей, которые сами тоже воспитывались в специализированном интернате. Мы, конечно же, постоянно советуемся с нашим районным дефектологом.

Анализ организации обучения детей с ОВЗ доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.

Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство детского сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.

Детский сад разрабатывает и реализует свою рабочую программу.

В плане воспитательной работы для всех дошкольников (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Школа мяча», «Ритмика», «Рисуем и фантазируем».

В ходе реализации проекта планируется :

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки на кафедрах коррекционной педагогики НИПК и ПРО, а может быть, и других ВУЗов;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Цель проекта: Создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации.

Задачи :

• Обеспечить программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.

• Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.

• Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

• Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов.

Ожидаемые результаты:

• стабильное функционирование ДОО;

реализация конституционных прав детей с ОВЗ на воспитание и образование в соответствии с их возможностями;

• приведение в соответствие с требованиями ФГОС предметно- развивающей среды и материально- технической базы ДОО;

• повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах воспитания и образования детей с ОВЗ;

• динамика мотивации родителей (законных представителей) на взаимодействие и оказание им системы комплексной психолого – педагогической и социальной помощи, испытывающим трудности в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

В работе с семьё й:

• Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.

• Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приёмам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

• Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.

• Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Материально-техническое обеспечение:

- 13 групп, все групповые помещения оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

- 1 кабинет учителя-логопеда;

- 1 кабинет педагога-психолога;

- 1 медицинский кабинет;

- 1 спортивный зал;

- 1 музыкальный зал;

- 13 игровых площадок;

- 1 спортивная площадка.

Музыкальный зал:

- наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр театрализации,

- фонотека,

- нотный материал,

- библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию,

- костюмы.

Физкультурный зал:

- стандартное и нетрадиционное оборудование,

- мячи всех размеров,

- предметы для выполнения общеразвивающих упражнений (гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, тренажеры и др. ,

- музыкальный центр.

Кабинет учителя-логопеда:

- диагностический материал для обследования детей,

- программно-методический комплекс,

- учебные пособия и дидактический материал для развития речи и коррекционной работы,

- справочная и методическая литература по логопедии, дефектологии.

Кабинет педагога-психолога:

- диагностический материал для обследования,

- дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий,

- оборудование для релаксации и песко - терапии, стол для рисования на песке.

Групповые помещения:

- подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей,

- разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с материалами и оборудованием для детского сада,

- инвентарь и оборудование для физической активности детей.

Медицинский кабинет:

- весы медицинские,

- ростомер,

- динамометр ручной детский (до 10 кг, до 30 кг,

- таблица для определения остроты зрения,

- тонометр с детской манжеткой,

- материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе,

- фонендоскоп.

Кадровое обеспечение:

Наличие в ДОУ специалистов:

старшие воспитатели - 1

учителя - логопеды – 2

педагоги-психологи - 1

инструкторы по ФИЗО - 1

музыкальные работники – 2

Методическое обеспечение:

- Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми.

- Успешно реализуются разные формы интеграции.

- Разработана система диагностики развития детей с ОВЗ.

- Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.

В работе с семьё й:

- Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.

- Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.

- Стойкое продвижение детей в развитии.

- Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

В работе с педагогами:

- Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.

- Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.

- Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.

Этапы реализации проекта

I этап реализации проекта (организационный)

1. Изучить потребности в образовательных услугах ДОУ для детей с ОВЗ

- выявить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных образовательных условиях (направления ПМПК)

2. Провести анализ условий :

- материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании);

- кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов);

- научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).

3. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствие с Законодательством РФ об инклюзивном образовании :

- разработать положение о работе с детьми с ОВЗ;

- скорректировать должностные обязанности персонала;

- разработать форму договора с родителями;

-разработать модели взаимодействия с детьми и родителями.

4. Разработать программно-методическое обеспечение

- разработать примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- сформировать пакет диагностических методик;

-разработать форму индивидуального образовательного маршрута.

5. Сформировать группу детей с разными возможностями

- заключить договоры с родителями;

- согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества;

-провести родительское собрание.

II этап реализации проекта (практический)

Создание специальных образовательных условий

1. Реализация примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ :

- форма обучения – очная;

- режим – полный день;

- использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой;

- индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

Формы работы

• Беседы

• Анкетирование

• Консультирование

• Индивидуальные практикумы

- Изучение микро социальных условий воспитания

- Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

- Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта

- Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания

- Социальная характеристика семьи

- Адекватность оценки состояния ребенка

- Степень инициативы в плане сотрудничества

- Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций

-Успехи и проблемы в развитии ребенка

Групповые формы:

• Консультации

• Семинары - практикумы

• Групповые собрания

• Клубы, тренинги

- Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приёмам коррекционной работы

- Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка

- Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их педагогических знаний и представлений

- Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку

- Навыки наблюдения за ребенком

- Развивающие игры в коррекционной работе

- Грамматика общения с детьми с ОВЗ

- Коррекция эмоциональной сферы (совместные детско-родительские тренинги)

- Растим детей здоровыми (развитие моторной сферы)

- Помоги себе сам (домашний логопед)

- Особенности психофизического развития детей

- Формирование познавательной активности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями

- Психология семейных отношений

- Готовность детей с ОВЗ к школе

Наглядные формы просвещения:

- Презентации

- Папки-передвижки

- Буклеты

- Памятки

- Информация на стенде

- Устный журнал (информация на сайте учреждения)

III этап реализации проекта (итоговый)

1. Алгоритм построения модели инклюзивного образования в детском саду «Огонёк» :

1 ЭТАП- Получение информации о ребенке, диагностика

2 ЭТАП- Формулирование основных проблем развития ребенка

3 ЭТАП- Выявление ресурсов развития ребенка

4 ЭТАП -Оценка «Зоны ближайшего развития» дошкольника с ОВЗ

5 ЭТАП- Постановка позитивной цели

6 ЭТАП -Выбор техник и средств, режим их использования

2. Модель образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ:

Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:

-структура среды,

-образовательная модель обучения и воспитания,

-функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.

Структура среды состоит из 3-х компонентов: предметно-развивающая, коррекционно-развивающая и коммуникативная.

• Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.

• Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т. е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.

• Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.

Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.

Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта. Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Список литературы:

1. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

2. Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов.

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 г.

4. ФГОС ДО, вступивший в силу 01.01.2014 г.

5. Макарова О. М., Михайловская В. В. «Формирование готовности педагогов ДОО к инклюзии детей с ЗПР» - Справочник педагога- психолога № 7,2015 г.

6. Мелёхина А. И. «Индивидуальный маршрут развития «особого» ребёнка». -Справочник педагога- психолога № 4,2011 г.

7. Потапова О. Е. «Инклюзивные практики в детском саду» - Методические рекомендации. Изд-во «Сфера», 2015 год.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Современное гуманистически ориентированное.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» МБДОУ Д/С № 5 Воспитатель Бондаренко.

Инклюзивное образование «Роль специалистов при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ» Инклюзивное образование. Роль специалистов при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ. Актуальность: В настоящее время в рамках реформы российского.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСОпытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Семинар: «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания,.

Проектные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС Добрый день уважаемые коллеги! Мне бы хотелось поговорить о проектной технологии на наших уроках в рамках реализации ФГОС Слайд 2. В основе.

Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы Статистика последних лет показывает увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, слуха, речи, опорно.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях На сегодняшний день в системе инклюзивной практики российского образования происходят большие преобразования. Все изменения и вводимые новшества.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС доНормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Этнокультурное образование воспитанников в рамках реализации ФГОС Мы живем в интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем. В первую очередь это относится к нашему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 13:04
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД