Получи документы

Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Каролина Шефер
Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с ноября 2021 г. по апрель 2022 г. Основной целью данного этапа работы являлось развитие экспериментально-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством элементарных опытов.

Формирующий этап экспериментальной работы предполагал : подбор элементарных опытов с учетом темы недели, требований программы обучения и безопасности. Мы учитывали специфику детских опытов : в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Публикация «Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Элементарные опыты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.

Опыты мы организовывали по следующим направлениям:

- неживая природа: воздух, вода, песок, камни.

- материалы и их свойства.

В своей работе с детьми мы использовали различные методы и приемы работы:

- вопросы, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?»;

- схематическое моделирование опыта; рассматривание схем, таблиц, упрощенных рисунков;

- метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?»;

- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности;

- наблюдение природных явлений на прогулке;

- дидактические игры.

В работе с детьми мы старались не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что опыты и эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Также учитывали возрастные особенности детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников мы использовали различные стимулы :

- внешние (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- познавательный мотив (почему так).

Нами были подобраны и проведены такие опыты как :

Опыты с водой.

«Вода расширяется». Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воды : при замерзании вода расширяется;

«Чем пахнет вода?» Цель: выяснить имеет ли запах вода;

«Какую форму примет вода?» Цель: закреплять у детей свойства воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета);

«Можно ли склеить бумагу водой». Цель: закреплять у детей свойства воды.

Опыты с воздухом. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. «Воздух сжимается», «Можно ли поймать воздух».

Опыты с камнями. Цель: сформировать представление о свойствах камня. «Камень может издавать звуки», «Тонут ли камни в воде?», «Могут ли камни менять цвет?».

Опыты с песком. Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты. «Из чего состоит песок», «Песок в воде», «Песчаный конус».

Опыты с предметами.

«Чудесные спички». Цель: показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярность, «Бумага, ее качества и свойства». Цель: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит). Подробное описание опытов предложено в приложение Е.

Мы проводили опыты исходя из того, что их организация точно воспроизводит все компоненты исследовательской деятельности : постановка проблемы, отбор предмета исследования, орудий действия, планомерность действий, оценка результата и соотнесение его с целью. Мы создавали условия субъектности для детей в ходе их организации: давали детям возможность самостоятельно проявлять инициативу и самостоятельность, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Мы можем отметить, что дети старшего дошкольного возраста, сами старались выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они самостоятельно делали выводы без наводящих вопросов.

Таким образом, организованная на формирующем этапе экспериментального исследования работа способствовала повышению уровня развития экспериментально-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 10:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД