Получи документы

Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста (6 фото)

Левицкая Мария
Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста

Тема:«Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»

Цель: активизация речевой активности детей.

Задачи:

• активизация работы мозга, развитие межполушарного взаимодействия;

• развитие слухоречевого внимание детей, фонематического слуха;

• развитие познавательных процессов (внимание, мышление, память);

• развитие общей и мелкой моторики.

• развитие мотивации к занятиям;

Содержание:

Публикация «Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста» размещена в разделах

С каждым годом растет число детей с тяжелыми нарушениями речи, появляются трудности в усвоении программного материала. Это связанно с особенностями развития головного мозга у детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).

Поскольку процесс автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР довольно трудный и длительный, чтобы справиться с этими трудностями быстрее и эффективнее в логопедической работе на помощь приходит использование нейроупражнений.

Нейроупражнения – это сочетание упражнений, направленных на межполушарное взаимодействие (построение новых нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением) и упражнений на автоматизацию или дифференциацию звуков в слогах, словах и предложениях.

Использование нейроупражнений ведет к улучшению не только всех сторон речи, но также и развивает высшие психические функции ребенка.

И сегодня мы поговорим о том, как улучшить межполушарное взаимодействие у ребенка с помощью конкретных упражнений и внедрить их в логопедическую практику.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик» - губы широко растянуты в улыбке, видны зубы + широко расставлены пальцы на обеих руках

«Хоботок» - губы вытянуты вперед, зубы сомкнуты + все пальцы на руках собраны к большому пальцу

«Заборчик – хоботок» - чередование упражнений и действий руками (усиление упражнения на переключение)

«Часики» - губы в улыбке, кончик языка достает до правого/левого уголка рта + «Где язычок, там кулачок» - пальцы широко расставлены, с той стороны, где оказывается язык – рука складывается в кулак.

«Чистим зубки» - губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним зубам, затем по нижним + большие пальцы рук показывают вправо / влево (в сторону языка). Важно, чтобы на начальном этапе логопед двигался в ту же сторону, что и ребенок.

«Маляр» - рот широко открыт, губы в улыбке, кончиком языка проводим по нёбу вперед / назад + руки подняты и ладони повторяют движение языка (вперед-назад).

2. Автоматизация звуков изолированно и в слогах.

Два небольших шарика катаем руками по столу в разных направлениях (1 рука вперед, 2 рука назад) изолированный звук

Р-р-р-р

Также это упражнение можно использовать со слогами:

1 рука вперед –назад, 2 рука назад - вперед + слоги РА-РЫ-РА-РЫ;

Набор жестов + любой счетный материал (например, смайлики - «зайчик» - указательный и средний палец, елочки – большой и указательный палец) и используем разные слоги:

СА – СЫ – СА - СЫ

ШО – ШУ – ШО - ШУ

АР – ОР – АР – ОР и т. д.

Обязательно сначала проговорите только слоговой ряд отдельно, потом отдельно пройдите ряд с использованием только жестов, только потом пробуем соединять все действия.

Правой и левой рукой одновременно выкладывать две одинаковые фигуры (например, треугольники, при этом проговаривая нужный звук или слоги;

Одновременно двумя руками с помощью пинцета перекладывать помпоны по очереди правой потом левой рукой (сложный вариант: одновременно двумя руками, при этом проговаривая нужный звук или слоги;

Жесты + слоги (кулак - ладонь, окей-зайчик);

Нейродоска + звук или слоги;

«Собери Башню» - в двух руках по молоточку, на столе расставлены колпачки разного цвета. Задача собрать двумя руками одновременно одинаковые башни + произносить звук или слоги;

Поп Ит – указательными пальцами двумя руками нажимаем на пупырки, двигаясь навстречу друг другу + проговариваем разные слоги.

3. Автоматизация звуков в словах

Примеры упражнений:

Ряд из двух одинаковых карточек, которые чередуются между собой. Двумя пальчиками двигаемся на встречу друг другу, называя слова. Усложняем упражнение, включая разные жесты на картинку.

(см. рис.)

Например:

Кулак - ладонь. Например: кулак – шапка, ладонь – шуба. Ряд будет выглядеть так: Шапка – шуба – шапка – шуба и т. д. одновременно используя действия руками

Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста

На доске в хаотичном порядке висят карточки с нужным звуком. Проводим волнистую линию фломастером между картинок и одновременно называем их. Сначала правой рукой одним цветом, потом левой рукой и другим цветом. Потом можно посмотреть какая рука нарисовала линию красивее.

Поп Ит – те же действия, только с произнесением слов

Фото №1 Тема Использование

4. Автоматизация звуков в чистоговорках

Я использую одновременное проговаривание чистоговорок на заданный звук и массаж пальцев колечками су-джок. Одновременное их использование очень сложно дается детям с ТНР, во время проговаривания дети застревают на одном пальце, забывают про массаж или делают массаж только одного пальца. Приходится обращать внимание детей на то, что делают их руки в момент проговаривания чистоговорок. Это очень интересный и полезный процесс для мозга в целом.

Фото №2 Нейропсихологические игры и занятия нейроупражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Цель активизация речевой активности детей

5. Дифференциация звуков

катаем шарики по столу + ША-СА-ШО-СО;

любой счетный материал (визуально-ритмические ряды) + жесты+ слоги

РА-ЛА-РА-ЛА

РО-ЛУ-РО-ЛУ

«Пальцы вместе - пальцы врозь».

В тетради нарисованы сначала один большой прямоугольник, ниже два красных. Задача на зеленый ставим два пальца соединенные (указательный и средний, на два красных ставим каждый палец на свой красный прямоугольник, т. е. раздельно. Усложняем задачу – выполнить одновременно двумя руками, чтобы пальцы выполняли разные жесты.

Фото №3 развитие мотивации к занятиям Содержание Публикация Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста размещена в разделах Заикание ТНР

«Коза-корова».

Коза – указательный и средний палец, корова – указательный палец и мизинец. Поочередно выполняем и добавляем слоги. На «козу» - РА, на «корову» - ЛА.

Поп Ит – те же действия, только с произнесением слогов с разными звуками, схожими по звучанию

Ряд из двух одинаковых карточек со словами, в которых звуки схожие по звучанию, они чередуются между собой. Двумя пальчиками двигаемся на встречу друг другу, называя слова. Усложняем упражнение, включая разные жесты на картинку.

Пример слов: мишка – миска. (см. рис.)

Фото №4 Это связанно с особенностями развития головного мозга у детей с тяжелыми нарушениями речи далее ТНР

6. Физминута

Погладь живот – постучи по голове

Ряд стрелочек, куда показывает большой палец, работать двумя руками одновременно

Фото №5 Использование нейроупражнений ведет к улучшению не только всех сторон речи но также и развивает высшие психические функции ребенка

Мяч перекладываем из руки в руку, потом передаем одной рукой логопеду, второй рукой берем мяч у логопеда из рук. Меняем направление. Это упражнение можно использовать также и при автоматизации звуков.

На столе два предмета (мяч, стаканы). Скрещенными руками взяли предметы, поменяли местами (руки встали прямо). И так снова и снова.

7. Пальчиковая гимнастика

«Паучок» - соединяем большие пальцы рук попеременно с другими пальцами. Одновременно сначала от указательного до мизинца, потом усложняем: на одной руке от указательного до мизинца, на другой руке от мизинца до указательного пальца.

Ладонь - кулак- хлоп – меняем

Обведи двумя руками две одинаковые фигуры в разном направлении

«Коза – корова» (коза – указательный + средний палец вместе, корова – указательный + мизинец вместе)

Капитан (одна ладонь вертикально, вторую ставим перпендикулярно первой)

Червячок – яблочко (одна рука – кулак, вторая кулак и большой палец вверх)

Пальцы вместе – пальцы врозь попеременно

Подводя итог, следует сказать, что регулярное использование нейроупражнений в логопедической работе оказывает положительное влияния на процесс автоматизации и дифференциации звуков, на общее речевое развитие ребенка, на развитие высших психических функции (память, внимание и т. д., улучшается мелкая моторика пальцев рук, общая координация движений и многие другие аспекты.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР дошкольного возраста
Опубликовано: 3 мая 2024 в 10:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД