Лучший педагог года

Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Малышева
Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста

В последние годы образовательный процесс в детском саду все больше становится похож на обучении в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая и продуктивная деятельность, исследование-экспериментирование, призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта деятельности, вытесняются занятиями-«уроками», которые даются по школьной технологии.

Публикация «Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Не исключая необходимости и возможности использования «учебных форм» в образовательной работе со старшими дошкольниками,я считаю целесообразным их ограничение и уравновешивание занятиями, построенными в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Основные признаки совместной партнерской деятельности – добровольное участие детей в предлагаемой работе и включенность в нее взрослого как живого образца осуществления деятельности [2, с. 22].

Для того чтобы занятие протекало в такой форме, необходимы особая организация пространства деятельности, определенный стиль поведения воспитателя, гибкий подбор содержаний, которые несли бы полноценную развивающую нагрузку и одновременно были бы привлекательны и осмыслены для детей.

Продуктивная деятельность – это тот вид культурной практики, который может быть организован совместной партнерской деятельности взрослого с детьми [2, с. 49].

Понятие» продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т. е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит ее с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я, прежде всего, ориентируюсь на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Однако не исключаю и игровую деятельность. На примере интегрированного занятия «Морское путешествие» хочется показать, как я на практике осуществляю работу по этой теме.

Задачи:

Образовательные:

закреплять представления детей о последовательности дней недели;

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;

закреплять умение показывать определенный час;

уметь ориентироваться на листе бумаги;

учить находить целое по известным частям;

учить определять части света по компасу.

Образовательные:

закреплять представления детей о последовательности дней недели;

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;

закреплять умение показывать определенный час;

уметь ориентироваться на листе бумаги;

учить находить целое по известным частям;

учить определять части света по компасу.

Воспитательные:

развивать способность к самооценки при выполнении работы;

воспитывать организованность, умение оказывать помощь друг другу;

продолжать формировать навыки учебной деятельности : внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную умственную задачу [3, с. 24].

Ход занятия

– Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

– На чём можно путешествовать? (путешествовать можно на машине, поезде, самолёте, на велосипеде, пешком).

– А я вас приглашаю в морское путешествие. На чём можно отправиться в морское путешествие? (На корабле).

– Правильно. Вот посмотрите, какой у меня есть макет корабля. (Показывают макет)

– Скажите, какие основные части корабля вы видите (Я вижу корпус корабля, палубу, мачту, паруса, иллюминаторы). Примерно на таком корабле мы и отправимся путешествовать.

– Чтобы проверить вашу готовность к путешествию, я вам предлагаю выполнить первое задание. (Воспитатель предлагает всем сесть за стол).

– Вы должны соединить все точки между собой по порядку. А затем мы посмотрим, что у вас получится.

– Молодцы! У всех получились корабли! А вам не кажется, что на наших кораблях чего-то не хватает? (Сопровождает вопрос, показом макета корабля, делая акцент на иллюминаторы)

– Иллюминаторов, правильно.

– Какой формы иллюминаторы? (Круглые).

– Чтобы узнать, сколько должно быть иллюминаторов на корабле, я вам предлагаю сосчитать рыбок в аквариуме (Показ слайда аквариума на доске). Девочки рисуют на два иллюминатора больше, чем рыбок в аквариуме, а мальчики – на два меньше. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

– Вот теперь ребята мы можем смело отправляться в морское путешествие. Чтобы наш корабль вышел в открытое море, нам необходимо определить курс корабля. Какой прибор может нам в этом помочь? (Компас).

– Я предлагаю вам подойти ко мне и вместе определить наш курс. Ребята, чем интересен компас? Его стрелка всегда показывает на Север. (Воспитатель демонстрирует перед детьми)

– Какие ещё части света вы знаете? (Юг, Запад, Восток). Давайте правильно установим стрелку компаса и сверим с картой (слайд карты на доске) определим, где мы находимся и куда нам плыть. Воспитатель с детьми встает с детьми лицом на север. Определяет, где находится север, юг, запад, восток.

– Мы находимся на Западе, а нам надо на Таинственный остров. Он находится на востоке (Воспитатель сопровождает свои слова показом курса на карте).

– Итак, наше путешествие начинается. (Воспитатель предлагает детям занять свои места на корабле).

– Ребята, как мы назовём наш корабль (дети предлагают, например: Дружба, Смелый, Победа).

– Теперь нам нужно выбрать капитана корабля. А так как мы в первый раз оправляемся в такое путешествие, разрешите мне быть вашим капитаном, (Воспитатель надевает фуражку капитана, берёт в руки бинокль)

– Отдать швартовые! Машина, полный вперёд! (Видео, по морю плывут корабли). Прямо по курсу остров (слайд с островом, воспитатель сверяется с картой).

– Этот остров Понедельник, и я вам предлагаю на нем побывать. Стоп машина!

– Давайте вспомним, какие дни недели вы знаете. (Дети перечисляют)

Ребенок читает стихотворение: Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом,

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний.

– Ребята, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Живая неделька». Мы с вами говорили, что каждый день недели идёт строго друг за другом, поэтому мы их обозначим цифрами от 1 до 7 (Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и спрашивает, какая цифра, какой день недели обозначает)

Звучит команда «Разойдись!», «Дни недели становись!». Дети, сидящие за столами, дают задание каждому дню недели ( Например: понедельник – покружись, среда – хлопни в ладоши)

– Молодцы!

– Ребята, на нашем корабле есть запас еды и питья. Но пока мы плыли, несколько кувшинов с водой разбились. Чтобы пополнить запасы пресной воды, давайте попробуем собрать эти кувшины. (Две команды собирают пазлы с изображением кувшинов. В это время воспитатель спрашивает у детей, которые не участвуют в сборке кувшинов: «Какую воду обычно берут в путешествие?». Ответы детей : чистую, пресную).

– Почему морскую воду нельзя пить? (солёная, грязная).

– Молодцы! Кувшины собраны, теперь нам хватит пресной питьевой воды до конца путешествия. Мы покидаем остров.

– Отдать швартовые! Полный вперед! (Видео плывущего корабля)капитан смотрит в бинокль.

-Впереди по курсу вижу айсберг, сразу стало прохладнее (Слайд) Корабль! Малый ход!

– Ребята, а что такое айсберг? (Ледяная глыба).

– Чем опасен айсберг кораблям? Большая часть айсберга находится под водой и его не видно. Чтобы наш корабль не столкнулся с айсбергом, нам нужно быстро выполнить следующее задание. Я буду хлопать в ладоши, а вы должны переводить стрелки часов и показывать на часах такое время, сколько раз я прохлопала. (По ходу игры задаются вопросы).

– Как называется корпус у часов? Сколько цифр на циферблате? Как называется маленькая (большая) стрелка? Какая стрелка быстрее? Какой стрелки нет на наших часах?

– Молодцы! Плывём дальше.

– Внимание! Прямо по курсу мель (Слайд).

– А что такое мель? (Это такое место на реке или в море, где мелко).

– Чтобы не сесть на мель, нам нужно на карточках заполнить не достающие предметы в пустых клеточках карточки. (Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

– Молодцы!

-Ребята, вам не кажется, что пора подкрепиться. Кто знает, как зовут повара на судне? (Кок – слайд)

– А самое любимое блюдо на нашем корабле,конечно же пельмени.

– Я вам предлагаю налепить пельменей и накормить ими не только себя, но и гостей.

Музыкальная разминка

– Вот мы и подкрепились и можем плыть дальше.

(Дети встают клином)

Исполняется клип о корабле

(На экране слайд с изображением плывущего корабля)

– Ребята, вот мы и доплыли до Таинственного острова (Слайд).

– Нас кто-то встречает. Это жители острова. Как можно назвать людей, которые живут на острове? (Островитяне. Повторяют хором или индивидуально).

– Островитяне очень гостеприимные, но и сами хотели бы побывать у нас в гостях, но, к сожалению, у нас нет мест на корабле, чтобы взять их с собой. Что же нам делать? Давайте построим лодки, для островитян и тогда они смогут отправиться вместе с нами.

(Дети выкладывают лодки за столами из цветных полосок картона разной длины).

– Жители Таинственного острова очень благодарны вам ребята, и передали вам подарок, вот этот сундук с сокровищами своего острова. Давайте посмотрим, что там. (Открывают шкатулку там маленькие подарки от жителей острова).

– Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться, нам нужно сосчитать в обратном порядке от 10 до 1 (обратный счёт). Как только мы сосчитаем, окажемся в детском саду. (Дети считают).

– Ну, вот мы с вами и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Поделиться своими впечатлениями вы можете в виде игры. Игра называется «По цепочке». Первый ребенок начинает: «В путешествии мне понравилось собирать кувшины. Катя, а что тебе понравилось?» и т. д.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа для дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

2. Корнилова, В. М. «Экологическое окно в детском саду» : методические рекомендации / В. М. Корнилова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

3. Знакомим дошкольников с математикой / Авт. -сост. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

4. Свирская, Л. В. Утро радостных встреч : [метод. пособие] / Л. В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2010. – 240 с.

5. Щербакова Е. И. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи : методические рекомендации / Е. И. Щербакова. – М. : Просвещение, 2010. – С. 56 – 60.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста в игровой, продуктивной и трудовой деятельности Опыт работы воспитателя МКДОУ №200 города Кирова Зубковой Зои Михайловны Тема: «Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

Конспект продуктивной деятельности «Мы построим новый городок» для детей старшего дошкольного возраста «Мы построим новый городок» Цель: создание условий для изготовления атрибутов в уголок ПДД, повторение детьми правил дорожного движения.

Конспект спортивно-игровой прогулки по инновационной деятельности «Терренкур» для детей старшего дошкольного возраста Конспект спортивно-игровой прогулки по инновационной деятельности «Терренкур» для детей старшего дошкольного возраста 1 часть Едем по лесной.

Мастер-класс по продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Новогодняя ёлочка»Мастер-класс по продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Новогодняя ёлочка» МАСТЕР - КЛАСС "НОВОГОДНЯЯ ЁЛОЧКА" Подготовила воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска: МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА Ну и ёлка,.

Мастер-класс по продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Угощение для ёжика»Мастер-класс по продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Угощение для ёжика» МАСТЕР - КЛАСС "УГОЩЕНИЕ ДЛЯ ЁЖИКА" ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС "ГОЛУБЫЕ ДОРОЖКИ" Г. ВОЛГОДОНСКА: МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА Уважаемые.

План-конспект продуктивной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дождливая пора» Аппликация Тема: «Дождливая пора» Цель: • Упражнять детей в использовании художественных средств выразительности. Задачи Образовательные:.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности О. В. ДАЦКО Старший воспитатель МБДОУ №21 «Колосок» ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ.

Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста в игровой, продуктивной и трудовой деятельности Всем известно, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга – это проекции кисти руки. Учёными доказано, что чем больше.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 декабря 2016 в 08:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД