Папки-передвижки

Интегрированная совместная деятельность в старшей группе

Валентина Нуйкина
Интегрированная совместная деятельность в старшей группе

Тема: «Народная игрушка - Матрешка»

Интеграция образовательных областей:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

Программное содержание: Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой.

Формировать понятие из чего она сделана, как украшена.

Расширять словарный запас.

Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку разным орнаментом.

Развивать речь детей, мышление.

Публикация «Интегрированная совместная деятельность в старшей группе» размещена в разделах

Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, меценат, родовая усадьба, угодья, умелец, токарь, кругозор, утварь, мастер.

Методические приемы:

Словесные (беседа, рассказ, указания, инструкции, загадка, анализ работ).

Наглядные (рассматривание, показ).

Игровые (физминутка, пальчиковая гимнастика).

Материалы к занятию: иллюстрации «Коллекции матрешек»; расписные матрешки - семеновские, Сергиево-посадские, Полхов-майдановские, мордовские, силуэты фартуков, косынок из бумаги, гуашь, кисточки, вода.

Предварительная работа: работа по ИЗО, лепке, аппликации, рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрешками, заучивание стихов, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек.

I. Организационный момент (пальчиковая гимнастика).

- Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

II. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы узнаем много нового и интересного. Надеюсь настроение у вас отличное и вы, несомненно, готовы к новым открытиям.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, надо отгадать загадку.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

III. Знакомство с новым материалом.

1. Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Сегодня мы поговорим о матрешке и узнаем о ней много интересного.

Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что, наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

- Есть ли в вашем доме матрешки?

- Что вы знаете о матрешках? (ответы детей) (Матрешке чуть больше 100 лет. Есть разные виды матрешек. Самые основные группы : Сергиево-Посадские, Семеновские, Полхов-Майдановские, Загорские).

-Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (ответы и предположения детей)

- А на самом деле было так.

2. Рассказ воспитателя о возникновении на Руси матрешки.

- Давным-давно, более 100 лет тому назад, в Москве жили-были богатые купцы Мамонтовы: Савва Иванович и Анатолий Иванович. Савва Иванович слыл меценатом (богатым человеком, помогающим людям науки и исскуства). Он любил театр и давал большие деньги на театральные постановки. Его брат, Анатолий, открыл в родовой усадьбе (это отдельный богатый дом с примыкающими к нему строениями) семьи, в селе Амбрамцеве, под Москвой, магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие умельцы и прекрасные художники. Чтобы расширить их «игрушечный кругозор» (пространство, из разных стран привозили самые разные игрушки. Однажды из Японии была привезена японская деревянная кукла. Это был добродушный узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкин выточил из березовой заготовки самую маленькую, нераскрывающуюся фигурку. Потом, фигурку побольше раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8. Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписывал. Самая большая была одета в русский сарафан и платочек. Кукла получилась на удивление красивой. И назвали ее русским именем Матреша. Так и стали новые игрушки Матрешками.

Позднее Матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы. Самыми знаменитыми стали матрешки из Сергиева Посада (подмосковные, из Полхов-Майдана, из города Семенова (поволжские). (показ иллюстраций).

3. Стихи о разных видах матрешек. (рассказывают девочки)

Матрешка из Сергиева Посада.

«Я из Сергиева Посада,

Встрече с вами очень рада,

Мне художниками дан,

Яркий русский сарафан.

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Матрешка из Полхов-Майдана.

«А я, подружки, из Майдана,

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Матрешка семеновская.

«Я из тихого зеленого городка Семенова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых, розовых, бардовых

В подарок принесла.

4. Мордовская матрешка.

- У нас, в Мордовии, тоже стали мастерить народные умельцы эту чудо-игрушку. И расписывали ее наряд мордовским орнаментом. (показ иллюстрации). Наиболее удачным вариантом мордовской матрешки призвана матрешка, производимая в деревне Гавриловка, что в Старошайговском районе. Издавна гавриловские мужики резали из дерева ложки, другую утварь, необходимую в хозяйстве. Их изделия были хорошо известны в округе.

5. Рассказ о изготовлении матрешки. (рассказы детей).

1) Мастер вытачивает из липовой заготовки куклу. Потом она разрезается пополам, вытачивается середина. Сначала точатся головка из сырого материала, затем – донышко из сухого. Это делается для того, чтобы не рассыхалась матрешка.

2) Далее заготовки попадают в цех, где на высоких и широких стеллажах сушатся загрунтованные, безликие куклы. Грунтуют куклы женщины. Они ладонями черпают из миски кисель (клейстер) и смазывают им всю заготовку для того, чтобы не расходились краски, лак не проходил внутрь древесины и краски оставались яркими не расплывались. Три дня проводили здесь матрешки – и три раза их грунтовали.

3) На четвертый день матрешки «оживают». За них берутся художницы, которые «одевают» их в разноцветный наряд. Сначала наносят контур черной тушью, рисуют лицо, глаза и брови, волосы, руки, контуры узора. Другая художница уже красками расписывает головной убор, шейные и нагрудные украшения. Третья художница наносит орнамент. Далее матрешку лакируют, покрывают лаком. И получается очень красивая матрешка.

- Вот такой долгий путь проходит матрешка прежде чем предстать перед нами вот такой яркой и красивой!

Физкультминутка. (читается нараспев с движениями)

«Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки!

- Ребята, у нас сегодня в гостях вот эти матрешки. Но, посмотрите на них. Они какие-то грустные, невеселые, потому что на них не яркие, не красочные.

- Ребята, поможем нашим гостям, разукрасим для них яркими красками фартуки и косынки, чтобы наши гости стали веселыми.

- Итак, вы сегодня будете мастерами-умельцами, будете расписывать разными узорами фартуки и косынки для матрешек.

- Прежде чем приступить к работе, разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

- Итак, приступаем к работе.

IV. Самостоятельная работа детей. (звучит народная мелодия, дети работают).

V. Выставка работ.

(дети прикладывают «одевают» на силуэты матрешек свои работы)

VI. Итог занятия.

- Посмотрите, ребята, какие теперь стали наши гости – матрешки.

- Какие они (ответы детей, анализ).

- И еще они стали веселыми!

- Вы молодцы, помогли матрешкам, сделали их яркими, красочными, нарядными.

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Автор публикации:
Интегрированная совместная деятельность в старшей группе
Опубликовано: 23 апреля 2015 в 11:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД