МААМ-картинки

Инклюзивное образование, технологии коррекционного обучения

Ракина Ирина Владимировна
Инклюзивное образование, технологии коррекционного обучения

Актуальность внедрения инклюзивного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения в настоящее время обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием прав каждого ребенка на получение образования, на совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками.

Инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде.

Публикация «Инклюзивное образование, технологии коррекционного обучения» размещена в разделах

Создание инклюзивной образовательной среды, которая способствует включению детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь, позволит им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Остальные дети также учатся понимать и ценить многообразие общества, социальную справедливость, лучше относиться друг к другу.

Важнейшей целью учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе являются развитие и становление личности. В связи с этим решаются общепринятые в системе образования учебно-воспитательные задачи, обеспечиваются удовлетворение особых потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитие его социальных, коммуникативных, поведенческих навыков, личностных качеств. В условиях коррекционной школы это происходит в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе.

Наиболее результативным видом сотрудничества можно по праву считать коллективную деятельность. В коллективной деятельности есть место каждому, удовлетворяется актуальная потребность детей младшего школьного возраста в игре и творческой деятельности, формируются чувства ответственности, навыки коллективизма, организаторские способности, открываются таланты, идет присвоение ценностей. Большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность придавал выдающийся отечественный психолог и дефектолог Л. С. Выготский.

Коллективное дело – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе самим себе. Характерными признаками коллективного дела являются деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно-значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Организаторская функция коллективной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в основном принадлежит педагогу, также могут привлекаться старшеклассники, шефы класса, родители. По мере приобретения детьми определенных знаний и умений к проведению коллективного дела приобщаются сами дети, желающие выступить в этой роли.

Планируя коллективную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья (как и любую другую, следует учитывать особенности их развития. У детей с нарушением интеллекта затруднен процесс усвоения социального опыта, моделей поведения, им свойственна низкая мотивация к участию в различных видах практической деятельности, наблюдается неумение общаться, неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, нарушение самооценки.

Педагогу нужно сделать так, чтобы детьми была прията и осмысленна цель коллективного дела, возник мотив участия в деле. Цели можно просто озвучить, а можно подать в виде проблемного задания или использовать ситуацию включения

Большой интерес вызывает у школьников коллективная деятельность игрового или соревновательного характера. Это различные игры-путешествия по станциям, по маршруту, сюжетно-ролевые, познавательные, деловые игры, викторины, творческие конкурсы, состязания. Коллективные дела могут быть разной направленности; нравственной, эстетической, познавательной, экологической, спортивной, трудовой. Главное, чтобы присутствовала продуктивная деятельность. Это фестивали, праздники, концерты, вечера, трудовые десанты и операции. Участвуя в совместной деятельности, дети легче усваивают нравственные и культурные ценности, учатся общаться, высказывать свое мнение, предлагать варианты решения поставленных задач и проблем, считаться с мнением других, опираясь на полученный ранее опыт, поддерживать друг друга, получают опыт поведения в различных ситуациях.

Очень важно, чтобы результаты коллективного дела был по достоинству оценены как педагогом, так самими ребятами. Дети гордятся результатами своего труда, чувствуют моральное удовлетворение, у них появляется стремление быть полезным людям, становиться лучше.

Таким образом, совместная деятельность школьников, творческая, созидательная, обогащает личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует его всестороннему развитию, реализации творческого потенциала каждого ребенка, повышению его самооценки и нормализации социально-психологического климата в коллективе.

Для реализации инклюзивного образования необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные технологии обучения. Широкую известность получили здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные, информационные технологии, технологии развивающего обучения и другие инновационные технологии.

К личностно-ориентированным технологиям, используемым для реализации инклюзивного подхода, можно отнести здоровьесберегающие технологии, которые рассматриваются как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, направленных на сохранение здоровья детей. Далее технологии проблемного обучения, направленные на творческое развитие обучающихся : воспитание навыков творческого усвоения и творческого применения знаний умений при решении учебных проблем, формирование накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. В образовательном процессе могут быть использованы технологии развивающего обучения при особом внимании к личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и к его особым образовательным потребностям.

Педагогический учебно-воспитательный процесс не может протекать лишь во время урока. В действительности обучение, воспитание и развитие детей и молодежи осуществляется и во внеклассной среде. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей их полноценную интеграцию в образовательном учреждении.

Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер. Оптимальным вариантом в настоящее время является сохранение и совершенствование существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений с параллельным развитием интегрированного образования. По характеру и содержанию образовательная деятельность делится на программную и внепрограммную. К программной внеурочной деятельности относятся: беседы, внеклассное чтение, изодеятельность, игра. А внепрограммная внеурочная деятельность предусматривает изучение разделов наук, не входящих в учебную программу и занятия по интересам. Среди этого многообразия содержания и форм внеурочной работы особое место занимают коррекционно-развивающие занятия, разрабатываемые воспитателем. Занятия призваны отрабатывать программный материал в различных моделях коммуникативного общения. Занятия проводятся в каждом классе по расписанию. Продолжительность занятий, их виды и содержание зависит от возраста учащихся. В зависимости от возраста воспитанников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в различных формах. В результате кропотливого творческого труда педагогов и родителей достигаем цели. В нашей школе созданы все условия для духовного, интеллектуального, физического развития детей, воспитания тех качеств, которые позволят им реализовать свои потребности и потенциальные возможности в социуме.

Список литературы

1. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Зайцев // Педагогика. 2013. - №1. - С. 21-30.

2. Добровольская, Т. А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграции / T.A. Добровольская, Н. Б. Шабалина. - Социологические исследования. - 1991. -№ 5. - С. 3-8.

3. Назарова Н. Н. Интегрированное (инклюзивное) образование : генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С. 77-87.

4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/Отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. – Москва : МГППУ, 2013

Публикации по теме:

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография»Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Аннотация Данная методическая разработка - урок по обществознанию (9 класс) с использованием технологии модульного обучения. Модульная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инклюзивное образование, технологии коррекционного обучения
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 21:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД