Папки-передвижки

Информационные технологии и математические методы в специальной психологии. Понятие интернет-зависимости

Виктория Митрофанова
Информационные технологии и математические методы в специальной психологии. Понятие интернет-зависимости

Информационные технологии и математические методы в специальной психологии. Понятие интернет-зависимости

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА»

Педагогический институт

Отделение психологического образования

Кафедра дефектологии

Реферат

Публикация «Информационные технологии и математические методы в специальной психологии, Понятие интернет-зависимости» размещена в разделах

по дисциплине: Информационные технологии и математические методы в специальной психологии

Понятие интернет – зависимости.

Выполнила:

студентка 14 группы 1 курса

направления: 44.03.03 – Специальное

(дефектологическое) образование

Митрофанова В. А.

Проверила:

к. пс. н., доцент Мелехова В. М.

Тамбов 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …. 3

1. Понятие «Интернет» …. 4

2. Интернет – зависимость ….6

Заключение …. 9

Список использованной литературы …. 10

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. И хотя эти процессы пока еще протекают в скрытой форме и не затрагивают подавляющее большинство людей, не использующих Интернет в своей деятельности, потенциальное влияние этих процессов на всю нашу жизнь столь велико, что многие авторы напрямую говорят о становлении нового информационного общества. Дальнейшие же перспективы развития систем глобального информационного обмена и связанных с этим общественных изменений и, как следствие, изменений в психическом укладе отдельной личности представляются столь же грандиозными, сколь туманными и неопределенными.

1. ПОНЯТИЕ «ИНТЕРНЕТ»

Термин «киберпространство» для обозначения всей совокупности информации, содержащейся в компьютерных сетях, ввел в употребление Уильям Гибсон (William Gibson) в романе «Нейромант», а журнал Wired Magazine сделал модным. Если раннее результатом процесса виртуализации становились художественные миры, то сейчас результат виртуальная реальность, построенная с помощью новых компьютерных методов и технологий, зависимая от их дальнейшего развития. На сегодняшний день Интернет в той или иной мере является глобальным информационным пространством, которое можно рассматривать как единое «псевдопространство» – в виде информационной проекции реального пространства, объединяющей все существующие телекоммуникационные и информационные сети.

Киберпространство подразумевает наличие некоего мира, обладающего протяженностью и метрикой, представленного в сознании - вполне возможно, в сознании разных людей представленного по-разному. Главная особенность киберпространства в том, что расстояние в традиционном понимании для него не имеет никакого значения.

Изучение киберпространства как пространства социального, с одной стороны, подразумевает анализ содержания, следовательно, работы с гипертекстом, с другой стороны изучение связи киберпространства и реальности. Основной информационный процесс, связывающий реальность и киберпространство, - это процесс изменения информации в гипертекст. Гипертекст – форма представления информации в Интернете. Данная форма подразумевает наличие текста, изображений, аудиоинформации, гиперссылок, оформленных единым языком создания web - документов.

Каково соотношение (искусственного) киберпространства и реального? Есть две крайние позиции. Первая: киберпространство является абсолютно самостоятельным явлением, то есть может существовать независимо от реального пространства. Согласно второй позиции, киберпространство является только информационной проекцией деятельности структур реального пространства. Вторая позиция более обоснована, хотя в самом киберпространстве существует ряд объектов, которые не имеют аналога в реальном мире, более того киберпространство искусственно поддерживается и развивается реальным пространством, поэтому говорить о нем как о самостоятельном явлении не представляется возможным. Слишком тесны взаимосвязи реальности и киберпространства. И если киберпространство не может существовать без реальных людей, то люди могут обойтись без киберпространства.

2. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD).

В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как нехимическая зависимость от пользования Интернетом. Поведенчески, Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line.

Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости :

1. Навязчивое желание проверить e-mail.

2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Другие ученые дополнили этот список:

1. Сокращение времени на прием пищи на работе и дома, еда перед монитором.

2. Вход в Интернет в процессе не связанной с ним работы.

3. Потеря ощущения времени on-line.

4. Более частая коммуникация с людьми on-line, чем при личной встрече.

5. Постоянное предвкушение очередной on-line сессии или воспоминания о предыдущей сессии.

6. Игнорирование семейных и рабочих обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в Интернет.

7. Невозможность сократить время пребывания в Интернете;

8. Пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности быть в Интернете.

9. Вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности.

10. Появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер.

11. «Тайное» вхождение в Интернет в момент отсутствия супруга или других членов семьи, сопровождающееся чувством облегчения или вины.

12. Отрицание наличия зависимости.

Часто, Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят: зависимость от компьютера, т. е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); "информационную перегрузку", т. е. компульсивную (от англ. : compulsive - непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных; компульсивное применение Интернета, т. е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете; зависимость от "кибер-отношений", т. е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными; зависимость от "киберсекса", т. е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях "для взрослых".

Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Другие исследования называют цифры 2-6%.

Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, которой она, возможно, была вначале, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, послезавтра - патологический игрок, а спустя немного времени он ушел в наркотики или алкоголизм. То есть это не исключено. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.

За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции, либо психические отклонения. Интернет-зависимость не считается официальным диагнозом и часто является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т. д.).

Очевидно, проблема Интернет-зависимости существует. Возможно, в СМИ ее значение несколько преувеличено. В помощи психотерапевта нуждаются те, кто игнорирует повседневные заботы, у кого оказывается разрушенной бытовая жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У всего в этом мире есть свои плюсы и минусы и Интернет не является исключением.

С одной стороны, Интернет - значительный дар цивилизации, который в чем-то облегчает и насыщает нашу жизнь. Но с другой стороны, он может быть очень опасен и принести немало бед в нашу жизнь.

Конечно, это не значит, что нужно обязательно искоренить его, как предмет зла, просто надо относиться к нему, на мой взгляд, не как к средству развлечения и стараться пользоваться Интернетом только для каких-то конкретных целей, а не сидеть за ним часами от безделья или от скуки. И тогда, мне кажется, мы не будем получать столь негативную реакцию от его использования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ю. Ю. Перфильев, «Кибергеография» // «Энергия» 2003г.

2. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. - М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Эпидемия XXI века: телевидение, Интернет и компьютерные игры/О. Николаева. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008.

4. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия.

5. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета №12, 1996.

6. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. Психологический журнал. 2004.

Публикации по теме:

Занятие по воспитанию грамотного и ответственного пользователя сети Интернет «Мой безопасный Интернет» Цель. Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет. Познакомить с различными способами поиска информации в сети Интернет,.

Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.

Информационные технологии в дошкольном образовании В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, всё чаще говорят о.

Информационные технологии в профессиональной деятельности воспитателя ДОО В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.

Из опыта профилактики интернет-зависимости учащихся в современных условиях За всю историю человечества не было еще такого времени, когда люди бы не страдали от каких-нибудь зависимостей. Зависимостью 21 в. становится.

Консультация для педагогов «Информационные технологии в Образовательном процессе ДОУ» Консультация для педагогов «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии.

Особeнности использования технологии мини-проектов в воспитатeльной работe специальной (коррекционной) школы-интерната Видео Особенности использования технологии мини-проектов в воспитательной работe специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Каждый.

Консультация «Понятие страха в современной детской психологии» Понятие страха в современной детской психологии. Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся.

Презентация «Информационные технологии в детском саду» В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество.

Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии Введение Возраст (в психологии) - категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационные технологии и математические методы в специальной психологии. Понятие интернет-зависимости
Опубликовано: 19 марта 2018 в 22:23
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД