Анна Габышева
Информационная поддержка родителей посредством интернет-ресурсов
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Социально-экономические условия современной жизни и перемены, происходящие в обществе и образовании, предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений учреждений дошкольного образования и семьи. Приоритетными направлениями работы учреждений дошкольного образования являются: реализация государственной политики по поддержке семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста; повышение уровня педагогической культуры родителей и профессиональной компетентности педагогов в сфере сотрудничества с семьями воспитанников.
Публикация «Информационная поддержка родителей посредством интернет-ресурсов» размещена в разделах
Реализуемые в практике работы учреждений дошкольного образования и семьи формы взаимодействия должны обеспечивать установление доверия родителей к учреждению дошкольного образования, удовлетворение образовательных запросов семьи, обеспечение качества образования воспитанников.
Перед учреждениями дошкольного образования стоит задача оказания реальной, своевременной информационной поддержки семье. В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и проникновение их во все сферы жизнедеятельности человека. С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, различным средствам ИКТ. Учреждение дошкольного образования сегодня должно работать в режиме развития, а не простого функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменение социального состава родителей, их образовательных потребностей и воспитательных запросов. В связи с этим должны меняться формы и направления работы учреждения дошкольного образования с семьей, в том числе информационной поддержки родительской общественности. Одним из путей совершенствования информационной поддержки родительской общественности должно стать широкое использование интернет-ресурсов.
В законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определенных знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений.
Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.
Цель исследования: выявить эффективность интернет ресурсов на повышение педагогической культуры родителей.
Объект исследования: процесс повышения педагогической культуры родителей через интернет ресурсы.
Предмет исследования: интернет -ресурсы как источник информационной поддержки родителям воспитанников для повышения педагогической культуры.
Гипотеза исследования: формирование педагогической культуры у родителей будет эффективным в случае:
• включения родителей и воспитателей ДОУ в педагогическое взаимодействие через совместную деятельность в педагогическом сообществе;
• использования методов, форм взаимодействия и педагогического консультирования семьи через интернет-ресурсы : сайт, социальные сети, WhatsApp, Instagram, youtubeканал, вебинары, приложения телеграмм, zoom видеочат.
Цель, предмет, гипотеза и объект исследования предопределили необходимость решения следующих задач:
1. Формировать педагогическую культуру родителей, как педагогическую проблему;
2. Изучить методы выявления уровня педагогической культуры родителей;
3. Информационная поддержка родителей как повышения их педагогической культуры;
4. Экспериментально изучить информированность о дошкольном образовании;
5. Информационная поддержка родителей на основе интернет-ресурсов;
6. Разработать методические рекомендации по составлению персонального сайта воспитателя на конструкторе google; использование google-формы для анкетирования родителей;
Практическая значимость исследования заключается в подборе материалов для проведения комплекса работы с родителями и создание персонального сайта над его содержанием, параллельно использовать интернет-ресурсы такие, как youtube-канал, Instagram, приложение zoom для видеоконференций.
Изучив литературу по проблеме исследования, мы сделали выводы, что применение вышеописанных методов поможет привести родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения. Целесообразно использование многообразных форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка и не пренебрегать потребностями детства.
Для определения изначального уровня информированности о дошкольном образовании провели анкету «Педагогическая культура родителей», с целью выявления уровня педагогических возможностей родителей, разработанного профессором кафедры дошкольной педагогике и кандидатом педагогических наук Ольги Леонидовны Зверевой. По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что уровень психолого-педагогической просвещенности родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Обобщая результаты исследования, мы выявили уровни педагогической культуры. По итогам диагностического этапа социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей можно констатировать, что 40% обладают низким уровнем педагогической культуры, об этом свидетельствуют преобладание неэффективных методов воспитания основанных на жизненном опыте. Это подтверждается низким образовательным уровнем родителей. Среди родителей преобладает средний уровень педагогической культуры – 50%. В данной группе уровень образования родителей разный, однако, в семье изучают специализированную литературу по вопросам воспитания, частично ощущают необходимость квалифицированной помощи специалистов, в методах воспитания придерживаются требований, запретов.
Таким образом, подводя итоги диагностического этапа нашего эксперимента, отметим необходимость специально организованной социально-педагогической деятельности по повышению педагогической культуры родителей.
Данная деятельность должна быть направлена на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребенка в предшкольный период и способствовать активизации родителей в подготовке детей к школе, систематизация имеющихся у них знаний и вооружении практическими приемами работы с детьми.
На основании изученного нами теоретического материала и диагностирования родителей и детей нами было поставлена задача через информационный метод, повысить педагогическую культуру через интернет-ресурсы : персональный сайт педагога, YouTube-канал, Instagram (прямые эфиры со специалистами детского сада, видеоконференции через приложение zoom.
Мы создали персональный сайт педагога, а также разработали тематический план, программы педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей. В первую неделю октября было проведено родительское собрание с ознакомлением с сайтом. Проводились занятия, консультации с октября, в это же время был реализован план работы с детьми. Структура сайта состоит из главной страницы, нормативно-правовая база (здесь включены основные законы об образовании, портфолио (анкетные данные, сертификаты, грамоты достижений воспитателя и воспитанников, контакт.
Для эффективной реализации программы мы провели информационный этап. Целью данной деятельности было информирование родителей о возможности участия в данной программе. Среди взрослых откликнулись 20 человек – это родители в основном подготовительной группы и родители, посещающие КМЦ. Для всех родителей было организовано родительское собрание, где провели мастер-класс по ознакомлению сайта. В ходе знакомства с сайтом родители предлагали свои идеи для дополнительной информации для себя. Чего хотели бы увидеть на сайте, о чем хотели бы узнать. Был разработан тематический план программы педагогического сопровождения и повышения педагогической культуры родителей. На основном этапе нашей работы реализовывается программа педагогического сопровождения повышения педагогической культуры: по плану проводятся совместные занятия родителей с детьми, консультации, мастер-классы. На заключительном этапе нашей работы, будет повторная диагностика уровня педагогической культуры родителей, а также родители письменно ответят на вопросы касающиеся эффективности проведенной нами программы. Вторичные замеры уровня педагогической культуры планируются в конце 2019-2020 учебного года.
В данное время родители активно включаются в педагогическую деятельность ДОУ. Активизировалось потребность родителей в совместной деятельности с детьми, а также потребность в изучении специальной литературы через интернет ресурсы. Родителей в основном интересует Instagram в прямом эфире, WhatsApp, youtube - канал, где выкладываем видеоролики воспитанников, планируем ввести видео-чаты через приложение zoom.
Заключение:
Использование ИКТ в образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании.
Считаем, что в работе учреждений дошкольного образования разнообразные средства ИКТ помогают педагогическим работникам разнообразить формы информационной поддержки родительской общественности. Использование средств мультимедиа, составленных в программах PowerPoint, MoveMaker, в организации деятельности воспитателя дошкольного образования с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь законных представителей к участию в образовательном процессе.
Благодаря презентациям родители получают возможность получить, как теоретическую информацию, так и дополнительную, касающуюся воспитания ребенка. Использование Internet ресурсов в работе учреждений дошкольного образования открывает большие возможности для вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность: например, проведение анимационных презентаций через официальный сайт учреждения дошкольного образования. Развитие сети Internet и более сложные средства ИКТ позволяют организовывать и проводить в режиме реального времени видеочаты ZOOM, онлайн-консультации, обмен сообщениями посредством WhatsApp, Instagram, взаимодействие с родителями в условиях виртуального общения на форумах (вопрос-ответ).
В результате работы нами видно то, что систематически проводимые работы по плану и своевременное информирование родителей через интернет-ресурсы повышает педагогическую культуру родителей.
Таким образом, если технические средства обеспечивают возможность доступа к информации в нужное время и ее достаточную полноту, то овладение и использование информационных технологий делают эту возможность реальной.