Татьяна Адамовна Волкова
Игры для тренировки логического мышления.
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для тренировки логического мышления.
Исследователь.
Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком – исследователи. Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделить в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении другими предметами.
Например: нужно назвать этот предмет, сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан: похож «на», отличается «от»(каких-нибудь других предметов, что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить и т. д.
Публикация «Игры для тренировки логического мышления,» размещена в разделах
Найди вырезанный кусочек.
Игра для тренировки приема «сравнение».
Эту игру знают и используют многие.
На рисунке с определенным узором вырезаны два или более кусочка. Необходимо найти эти кусочки среди представленных для сравнения.
Чем похожи и чем отличаются?
Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления. Например:
Платье и кроссовки. Тетрадь и книга.
Роза и тюльпан. Клюшка и ракета.
Заяц и волк. Рыбы и птицы.
Сосна и каштан. Море и океан.
Холодильник и пылесос. Человек и обезьяна.
Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в неё объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств) отличия и сходства.
Зачем и почему?
С помощью этой игры, построенной только на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех типов:1. На предположение, угадывание, додумывание. 2. на выяснение причины или смысла происходящих событий,3. На принятие решения и планирование своих действий. Вот несколько примеров:
Вопросы первого типа:
- как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- …зачем эти люди пришли в ресторан?
- …для чего нам нужны книги?
- …для чего нам нужны плиты?
- …для чего нам нужны ножницы?
- …для чего человек спит?
-… зачем нам нужен телефон?
Вопросы второго типа:
- Почему масло тает на раскаленной сковородке?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не в верх?
- Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбе?
Вопросы третьего типа:
- Мы хотим пригласить на следующее воскресение гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.
- Денис пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
- В очереди Миша втиснулся впереди Марины. Как ей быть?
- Катенька пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
- Как узнать сколько времени?
Я знаю.
Эта игра тоже давно всем известна. В своё время мы играли её с мячом.
Поэтому эта словесная игра интересна тем, что у малыша есть возможность развивать не только способность к конкретизации понятий, но и координацию движений.
Ведущий задает общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, мы играли так: бросали мяч партнеру и говорили: Я - бросок обратно: знаю – пять - имен – девочек. Или : Я – знаю – пять – названий – растений. В принципе, количество слов можно и не ограничивать. Для игры можно использовать все обобщающие понятия, входящие в лексические темы. Потом можно перейти к более абстрактным понятиям. Например: какая бывает погода? Какие ты знаешь праздники? Назови все, что летает.
Игра на обобщение.
Назови одним словом.
Она словесная, поэтому никакого специального материала, кроме следующий групп слов, не требуется.
1. Молоток, пила, рубанок – (столярные инструменты)
2. Суп, каша, котлета – (еда)
3. Компот, чай, сок – (напитки)
4. Юла, пирамидка, кукла – (игрушки)
5. Украина, Германия, Россия – (страны)
6. Запад, восток, север – (стороны света)
Игра может быть более сложной, если ввести такое дополнение – перед тем, как назвать обобщающее слово, ребенок должен добавить к названным трем словам еще два- три своих слова, имеющих отношение к данной группе.
И. А. Барташникова, А. А. Барташников «Учись играя».