Получи документы

Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. Консультация для педагогов

Вотрина Анна
Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. Консультация для педагогов

Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников (консультация для педагогов).

Цель:

· познакомить педагогов с примерами практического материала, как в игровой форме можно развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей дошкольного возраста, имеющих как лёгкие, так и тяжёлые речевые нарушения;

Публикация «Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников, Консультация для педагогов» размещена в разделах

· привлечение педагогов к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи у детей.

Задачи:

· с помощью занимательного игрового материала сделать процесс обучения занимательным, весёлым, высокоэффективным;

· развивать речевой слух и навыки фонематического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятии, внимание, мышление) ;

· воспитывать интерес к живому русскому слову.

Ребёнок появляется на свет, обладая врождённой чувствительностью к звукам. К трём годам фонематический слух должен быть сформирован. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает различать слова и формы слов, похожих по звучанию. И правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей залог успешного обучения чтению и письму. При нарушениях фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей. А при чтении дети путают названия букв. Пропускают буквы и не замечают этого. На письме наблюдается замена букв обозначающих звонкие звуки, на глухие – оглушение и наоборот–озвончение.

Маленький ребёнок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Научить слушать и слышать. Выделять звук на фоне слова, определять последовательность, количество и место звука по отношению к другим. Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое восприятие очень важная особенность, без которой невозможно слушать и понимать речь. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых, музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей.

Хочу поделиться игровыми приёмами которые использую в работе по развитию у детей фонематического слуха и подготовки их к звуковому анализу. На логопункт поступают дети с тяжёлыми нарушениями произношения звуков, которые неразрывно связаны с недоразвитием фонематического слуха и несформированностью фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, тормозит формирование навыков звукового анализа и синтеза, мешает процессу усвоения грамоты.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия очень важно для исправления речевых дефектов. Планирование коррекционной работы ведё тся по следующим направлениям:

1. различение неречевых звуков;

2. различение сходных фонем на слух;

3. различение сходных фонем в произношении;

4. подготовка к звуковому анализу.

Использование практических пособий в форме комплексных игр и развивающих упражнений значительно расширяют возможности и повышают эффективность коррекционного воздействия. Компактность и мобильность игр заметно облегчает процесс обучения и даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребёнка, что в свою очередь, помогает актуализировать внутренние ресурсы каждого из детей и вовремя включать механизмы самокоррекции.

Процесс формирования фонематического слуха у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребёнка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Поэтому необходима игровая форма подачи материала т. к. только игровое общение совершенствует речевую активность ребёнка. Я стараюсь проводить занятия превращая их в захватывающие приключения. Ребёнок, увлекаясь игрой, старается как можно точнее соблюсти её условия, не замечая, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к сказочным персонажам, к «Звуковичкам» и т. д. Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремления детей достичь цели используются различные формы поощрений. Задания и игры даются детям от имени «Звуковичка». В играх на фонематику используется наглядный материал, таблицы, рисунки, буквы соответствующие звуку, предметные картинки на слова – паронимы и т. д. Все упражнения и задания ориентированы на формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. На каждом занятии дети учатся правильно произносить звуки, различать их на слух и в произношении. Применяются символы, схемы, что повышает эффективность звуковой и аналитико – синтетической деятельности, улучшает контроль за усвоением знаний. При выполнении занимательных заданий у детей развивается «языковое чутьё», он начинает размышлять над звуковым, смысловым значением слов.

Фонетическая гимнастика : «Весёлая полянка» (озвучивание персонажей, которых дети встречают на весёлой полянке)

Представьте, что мы с вами очутились на «Весёлой полянке» .

Вот полетела пчела (дети – «ж-ж-ж» жужжит). Неожиданно прилетели комары издали слышно (дети –«з-з-з» звенят, подлетают ближе и громко слышно (дети – «З-З-З»). Вдруг под кустиком мы увидели ёжика он пугает нас своими колючками и возмущённо фыркает (дети – «Ф-Ф-Ф»). С деревьев срываются и тихо кружатся листочки (дети – «ш-ш-ш» шуршат). Раздаётся звук дятла (дети – «Д-Д-Д»). Чтобы быть здоровыми и сильными утро вы все начинаете со спортивной гимнастики. А чтобы ваши ушки хорошо слышали и умели различать звуки нужно делать Игра «Кто сказал БУЛЬ – БУЛЬ» (на различение звуков окружающей действительности.)

Многое, что нас окружает издаёт звуки. «Звуковичок задаёт вопросы, а дети правильно озвучивают предметы.

- Какой звук издаёт телефонная трубка лежащая на столе? (дети – «Ту-ту-ту»);

- Как звенит комар (дети – «З-З-З»);

- Машина подаёт сигнал (дети – «Бип –Бип»);

- Рычит лев (дети – «Р-Р-Р»);

- Гудит паровоз (дети – «ТУ-ТУ»);

- Жужжит пчела (дети – «Ж-Ж-Ж»);

- Выходит воздух из трубы парохода (дети – «ПЫХ-ПЫХ»);

- Всплеск воды когда ныряем в воду (дети – «Плюх»);

- Пускание пузырей на воде (дети – «Буль – буль»).

Игра «Тихо – Громко»(на различение громких и тихих звуков.) Дети закрывают глаза и слушают как звучит кубик с манкой, определяют, что он звучит тихо.

Уточняют, как тихий звук можно изобразить голосом? (дети – Ш-Ш-Ш)

Встряхивается второй кубик с фасолью. Дети говорят, что он звучит громко. Затем перечисляют предметы, которые могут издавать тихие звуки

- писк цыплёнка; стук мяча о пол ; машина высыпает песок; шипит змея; шуршание шин на дороге.

Затем называют предметы, которые могут издавать громкие звуки:

- бой барабана; грохот грома; жужжание жука и т. д.

Придумывают «громкие предложения» ( дети: Трубят трубы. Барабанят барабаны. Каркает ворона. Грохочет гром);

«тихие предложения»( дети: шипит змея, шуршат листья, пыхтит чайник и т. д)

Игра: «НАЗОВИ ПАРУ» придумывание слов близких по звучанию, эти слова должны рифмоваться:

УСЫ – УЖИ СТУЛ – СТОЛ МАШИНА – МАЛИНА МАК – РАК КОТ – КИТ КОЗА – ЛИЗА ЖУК - ЛУК

Игра: «ПОКАЖИ РУКОЙ» (различение твёрдых и мягких согласных) Используются картинки и сигналы – символы звуков синего и зелёного цвета.

Дети учаться на слух различать твёрдые и мягкие звуки.

А). вариант

На твёрдый согласный звук в словах показывают кулачок крепко сжимая пальчики.

На мягкий согласный звук в словах показывают раскрытую ладошку.

Б).вариант

Можно использовать синие и зелёные «фонарики» которые дети поднимают как сигналы светофоров.

Игра: «Попугай» (воспроизведение слогов и слов с оппозиционными фонемами) Дети внимательно слушают, что произносит попугай «Петруша» на своём особом языке и повторяют за ним слоговые сочетания, стараясь передразнить его точно: ПА-БА-ПА, КА-ГА-КА, ЛА-РА-ЛА, СА-ША-СА, ТА-ДА-ТА;

Игра: «ЗВУКОЕД» (выделение 1-го звука в словах, развитие навыков словоизменения, умения находить в длинных словах – короткие). Дети уточняют, что у «Звуковичка» есть неприятель:

«Злой, зубастый «ЗВУКОЕД».

Он всем словам наносит вред:

В словах он нужный звук съедает,

значенья слов он изменяет.

Был смех - стал (дети «мех»);

Был спорт – стал (дети «порт»);

Была стройка - стала (дети «тройка»);

Была спешка – стала (дети «пешка»);

Был снаряд – стал (дети «наряд»);

Были сутки - стали (дети «утки»);

Был склад – стал (дети «клад»);

Был снежный - стал (дети «нежный»);

Был смирный – стал (дети «мирный»).

Игра: «ДОКТОР ЗВУКОВ» (нахождение неправильно названных слов, проговаривание скороговорок).

Дети узнают, что «Незнайка» заболел. Он разучился выговаривать звуки:

«Что не так здесь вы скажите.

Где ошибка подскажите.

Роза, лобот, ручка, рак

Что я здесь сказал не так?

Здесь ошибку вы найдите.

Что сказал не так – скажите:

Часка, кошка, ковшик, нож.

Для «Незнайки» вызывают «Доктора звуков» он выписывает ему необычные лекарства – скороговорки. «Незнайка не научился ещё чётко проговаривать скороговорки и просит вас помочь ему. (Дети произносят скороговорки.)

Наш полкан попал в капкан!

Кашевар кашу варил,

Недоваривал,

да подваривал!

В пруду у Поликарпа –

Три карася, четыре карпа!

Идёт с косой

Косой козёл!

Шёл Саша по шоссе –

К Саше в шашки играть…

От топота копыт

Пыль по полю летит!

Сшит колпак, да не по-колпаковски!

Надо колпак переколпаковать,

Да выколпаковать!

На дворе – трава, на траве – дрова.

Игра: «НЕОБЫЧНЫЕ ЦВЕТЫ» ( выделяя первый звук в слов дети отгадывают названия цветов:

Магнит М Ракета Р Петух П Индюк И

Ананас А Облако О Игла И Рис Р

Кот К Зонт З Обруч О Ива И

Автобус А Носорог Н Сапоги С

Игра: «Дом мечты» (дети учаться выделять первый и последний звуки в словах.) Дети узнают, что у «Звуковичка» есть мечта иметь свой дом где он жил бы вместе со своими друзьями: Буратино Незнайкой. Догадайтесь кто будет жить на первом этаже, если: в его названии первый звук – Б- а последний звук – О-? (дети называют –«Буратино»).

- Кто будет жить на втором этаже, если в названии этого персонажа первый звук -НЬ- а последний звук – А-? (дети называют «Незнайка»).

- На каком этаже будет жить «Звуковичок»? Назовите первый и последний звук его имени? (дети называют звук -З- и последний звук -К-). Уточняют что «Звуковичок будет жить на самом верхнем этаже - на третьем.)

Игра: «Сладкие призы» (определение гласных звуков в словах).

Дети отгадывают названия сладких призов (можно использовать картинки)

- Этот сладкий приз имеет в своём названии два гласных звука –А-?

(дети называют картинку где нарисован банан).

- Этот сладкий приз имеет в своём названии одну гласную -О-?

(дети называют картинку где нарисован – торт).

- Этот сладкий приз имеет в своём названии два гласных звука - звук- У- и звук -А-? (дети называют картинку где нарисована груша).

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для свободной импровизации педагогов и детей. Разрешите вам пожелать творческого горения в нашей лучшей профессии.

Публикации по теме:

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. Консультация для педагогов
Опубликовано: 21 апреля 2024 в 11:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД