Татьяна Голубева
Игровое дидактическое пособие «Погладь рукой, скажи: какой?»
▼ Скачать
Автор: Голубева Татьяна Валерьевна
учитель-логопед МБДОУ № 38 Детский сад «Золотой петушок»
Цель пособия: развитие у детей с общим недоразвитием речи тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.
Публикация «Игровое дидактическое пособие „Погладь рукой, скажи: какой?“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2015
Задачи: развивать тактильную память, мыслительные операции, мелкую моторику, импрессивную и экспрессивную речь (активизация словаря и обогащение лексики существительными и прилагательными: мех, пух, стекло, ковролин, губка, линолеум…; гладкий, холодный, мягкий, пушистый, шершавый, твердый, жесткий.); фантазию и воображение.
Интеграция областей: «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Возраст: 4+
Оборудование: ламинированные карточки, на которых – изображения персонажей (животных, птиц, растений и т. п.) со вставками из различных по фактуре материалов: мех, пух, зеркало, ковролин, губка, линолеум…; коробка для карточек.
Предварительная работа. Детям предлагается рассмотреть персонажей на карточках, потрогать их и назвать (если затрудняются, то с помощью, какие они по тактильным ощущениям. Вариант: можно, не показывая персонажа, дать потрогать его и попросить догадаться, кто (что) это может быть, по мнению ребенка.
Игры с элементами ТРИЗ и РТВ:
С помощью данного пособия можно сравнивать персонажей по тактильным ощущениям; основываясь на опыт ребенка, предложить подумать, кто (что) еще может быть таким же пушистым (гладким, шершавым); для чего ещё можно применить данный материал; предложить догадаться, чем был используемый материал ранее и т. д.
«Что-то»(автор М. С. Гафутулин)
Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
1. Дидактическая игра «Угадайка»
Цель: развитие тактильной памяти.
Попросить ребенка закрыть глаза, провести рукой по одному из персонажей и предложить угадать, кого (что) потрогал ребенок. Предложить догадаться, чем был этот материал ранее.
2. Дидактическая игра «Вспоминайка»
Цель: развитие памяти, пассивного словаря и понимания речи.
Ребенку предлагается вспомнить и сказать: кто (что) из персонажей колючий (шершавый, пушистый?
3. Дидактическая игра «Погладь рукой, скажи: какой?»
Цель: активизация и обогащение словаря ребенка качественными прилагательными.
Ребенку предлагается назвать качества фактур используемых материалов для персонажей игры: колючая, пушистая, жесткая, холодная и т. д. Предложить подумать, для чего ещё можно применить данный материал.
4. Дидактическая игра «ДАкалка и НЕкалка»
Цель: нахождение задуманного персонажа, отсекая лишние признаки.
Предложить ребенку отгадать персонаж, задуманный взрослым или другим ребенком, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например: Это птица? (нет) Это растение? (нет) Это животное? (да) Это животное дикое? (да) … Это шершавый материал? (нет) Колючий? (нет) Гладкий? (да) …
По мере продвижения к цели, лишние предметы убираются.
5. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: выделение противоречий в предметах.
Ребенку предлагается найти положительное и отрицательное в тактильных ощущениях от определенного предмета. Например, колючий кактус. Хорошо: красивый, защищается колючками, никто не сорвет, не съест. Плохо: нельзя потрогать, можно уколоться, больно…Предложить ребенку определить, какая из поверхностей для него приятна, а какая - не очень, и почему.
6. Дидактическая игра «Узнавайка»
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Взрослый дает образец описания предмета, включая в описание прилагательные (исследованные тактильные ощущения, а дети отгадывают. Затем ребенку предлагается описать какой-нибудь предмет, а остальные дети отгадывают. Например: Я - маленький, мягкий, пушистый, дикое животное. Узнай меня! (заяц).
7. Дидактическая речевая игра «Засели новую Планету»
Ребенку сообщается, что в Космосе появилась новая планета и предлагается рассказать, какая эта планета на ощупь, заселить её существами с различной фактурой, охарактеризовать их (добрый, злой) и объяснить, почему он так думает. (При описании используется тактильный материал данного пособия).
8. Дидактическая речевая игра «Фантастическое животное»
Ребенку предлагается нарисовать воображаемое животное, а потом рассказать, какие (по ощущениям) у него уши, голова, чем покрыто тело, какое оно по характеру и объяснить своё мнение. (При описании используется тактильный материал данного пособия).
9. Дидактическая игра «Отставайка – забегайка»
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Взрослый задает вопрос о прошлом и/или будущем персонажа (или тактильного материала, используемого в игре, ребенок отвечает. Например, кем (чем) был раньше цыпленок (яйцом). Кем будет в будущем (курицей, петухом) и т. п.
10. Дидактическая игра «Разбирайка»
Цель: учить подвергать анализу составляющие объект части.
Взрослый называет персонажа, а ребенок - какую-то часть объекта. Например: Я – барашек, а ты – часть меня. Что ты? Ответ ребенка: голова (хвост, нога, спина) Ты – голова, а я – часть тебя. Что я? Ответ ребенка: глаз (ухо, нос, чёлка)
11. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить выделять лишний предмет по определенному признаку.
(Обобщать можно по лексической теме; по похожим тактильным ощущениям; живое / неживое)
12. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать слова-антонимы (по фактурам и текстурам тактильного материала пособия)
Гладкий – шершавый (шероховатый);
Холодный – теплый (горячий);
Пушистый – гладкий (голый, гладкошерстный, приглаженный);
Блестящий – тусклый (бледный, неяркий);
Мягкий – твердый (жесткий) и т. д.
13. Дидактическая речевая игра «Шагайка» (сочиняем синквейн)
О полюбившемся персонаже игры предложить ребенку придумать «рассказ», «шагая» по ступенькам схемы и включая в него слова, обозначающие исследованные ощущения.
Схема "Шагайки" (синквейна):
1 ступенька – предмет (Кто? Что)
2 ступенька – два признака к предмету (Какой? Какая? Какое)
3 ступенька – три действия к предмету (Что делает)
4 ступенька– предложение о предмете (см. 1 ступеньку)
5 ступенька – вывод, итог (Кто? Что)
14. Лото «Кот в мешке»
выполнено по подобию Сенсорной игры на запоминание Текстуры GOKI, производитель Германия – http://teddymarket.ru/item3639.html
Цель: отыскивание на ощупь схожих по фактуре образцов.
Предварительная работа. Изготовить одинаковые крышечки небольшого диаметра с тактильным материалом внутри, дублирующим материалы вставок персонажей, положить их в непрозрачный мешочек Далее – как в игре «Волшебный мешочек».
Ход: Предложить ребенку нащупать и достать из мешочка крышку с таким же тактильным материалом внутри, как у персонажа на карточке, назвать качество фактуры и вид материала.
P.S. Начинать нужно с ограниченного количества материала. Со временем игра усложняется (добавляем новый тактильный материал; материал, похожий по фактуре).
15. Лото «Такой же…»
Цель: подбор предметов, схожих по фактуре, опираясь на жизненный опыт ребенка,
Предварительная работа. Подобрать картинки с предметами, схожими по тактильным ощущениям или визуально похожие (мех – кошка, лиса, шапка…; наждачка – асфальт, тёрка, кора дерева и т. п.)
Ребенку предлагается потрогать поверхность тактильного материала персонажа и подумать, кто (что) бывает таким же пушистым (колючим, шершавым, гладким) и подобрать подходящие картинки из имеющихся в лото.
Например, такими же пушистыми, как кролик, бывают кошка, лиса, одуванчик … (подбираются картинки с этими предметами).
Дети от игрового пособия в восторге!
А вот так играют наши взрослые!