МААМ-картинки

Игра как основной вид деятельности дошкольников в детском саду

Надежда Николаевна Нехорошева
Игра как основной вид деятельности дошкольников в детском саду

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях игровых дидактических технологий и игровых приемов.

Публикация «Игра как основной вид деятельности дошкольников в детском саду» размещена в разделах

Т. П. Чертановская в работе «Игра – это путь детей к познанию мира» отмечает, что вся жизнь ребенка неразрывно связано с игрой. Игра создает потребность в общении с другими детьми, сближает ребенка со сверстниками, приучает действовать согласовано и наполняет жизнь ребенка интересной содержательной деятельностью, помогает изучить окружающий мир, делать первые открытия.

Так, по мнению А. В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.

Макаренко А. С. пишет «Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности : «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными биологическими потребностями организма и психики человека".

В практике игровая деятельность выполняет такие функции:

– развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;

коммуникативную: освоение общения;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормы в поведения, самопознание в процессе игры;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

– обучающие, тренировочные, обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие;

– продуктивные, творческие;

– коммуникативные, диагностические.

Важнейшие типы игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Опираясь на работу П. И. Пидкасистого,можно утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра – это спонтанная ориентировочная деятельность, благодаря которой ребёнок самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидно знания широко использует игру в своих целях.

Можно выделить несколько организационных форм игровой дидактической деятельности :

1. Индивидуальную деятельность. К ней можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;

2. Парную деятельность. Парная деятельность – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;

3. Групповую деятельность. Это групповая игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;

4. Коллективную деятельность. Это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;

5. Массовую деятельность. Это есть тиражированная одиночная игра с прямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

В воспитании и обучении детей большое значение имеет игровая деятельность с правилами : дидактические, настольно –печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Однако анализ организации детской жизни в дошкольных учреждениях показывает, что воспитатели недостаточно уделяют внимание обучению детей правилам игр и в самостоятельной деятельности дети играют примитивно, используя ограниченное количество игр.

Между тем, очень важно, чтобы самостоятельные сюжетно-ролевые игры сочетались с играми с правилами, чтобы в них использовались различные варианты ролевого поведения. Только при этих условиях игра станет формой организации детской жизни и займет необходимое место в педагогическом процессе.

Анализ практики воспитания детей дошкольного возраста, показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей при руководстве игрой.

Почти в каждой группе есть дети, которые не играют или не любят играть. Они не проявляют интереса к игрушкам или однообразно с ними манипулируют, эмоциональная и познавательная активность у них понижена. Такие дети трудно усваивают программный материал, требующий определенного развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре.

Детская игра – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны : от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным и бросовым материалом.

Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием и с правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые, по дидактическому материалу (игры с предметами, игрушками, настольно –печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степеням подвижности (игры малой, средней, большой подвижности, по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др., по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Во время занятий, в других режимных моментах организуются игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил. Задания могут быть самые разнообразные. Но, как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.

Ребенок постепенно начинает выделять «смысловое и руководящее значение правил», вместо личных побуждений выступают общественные. Игра своим содержанием определяет степень повышения уровня организованности детей и уровень взаимоотношений совместных игр.

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок может самостоятельно поставить перед собой цель, подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. В играх ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость

Таким образом, игры – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения. Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться и формирование целостной картины мира.

Публикации по теме:

Доклад (выступление на педсовете) «Пение, как основной вид деятельности дошкольников» С давних времен музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие.

Закаливание дошкольников в детском саду и домашних условияхЗакаливание дошкольников в детском саду и домашних условиях Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются: • Охрана и укрепление здоровья детей • Формирование жизненно.

Игра-основной вид деятельности дошкольников «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Игра — это основной, ведущий вид деятельности для дошкольников. .

Материал для родителей. Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ на тему:«ПЕНИЕ – КАК ОСНОВНОЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ» СЛАЙД 1 В последнее время многие педагоги.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Патриотическое воспитание дошкольников в детском садуПатриотическое воспитание дошкольников в детском саду .

«Вместе весело играть!» — игра — основной вид деятельности дошкольника«Вместе весело играть!» — игра — основной вид деятельности дошкольника Игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально.

Выступление на родительском собрании «Игра как основной вид деятельности» Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском саду. Причем в семейной обстановке общение взрослых с ребенком осуществляется.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как основной вид деятельности дошкольников в детском саду
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 21:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД