Получи документы

Художественное экспериментирование

Светлана Величкова
Художественное экспериментирование

Актуальность: Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:

- развитию способности нестандартно мыслить;

- готовности к активности творческого характера;

- умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

- формированию эстетического отношения к миру.

Одним из видов художественной деятельности является экспериментирование.

Публикация «Художественное экспериментирование» размещена в разделах

Экспериментирование связано с накоплением ребенком опыта проб и ошибок, попытками выхода за пределы заданного и поиском смыслового звена той или иной ситуации (действия, способа, взаимосвязи между причиной и следствием).

Цель художественно-эстетического образования – направленное и последовательное воспитание детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия и создание целостной картины мира.

Под художественным экспериментированием понимается свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия.

Задачи экспериментирования :

- Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов;

- Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.);

- Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда;

- Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;

- Формировать позицию художника- творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии;

- Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа;

- Согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ.

- Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;

- Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.

Роль педагога состоит в создании предметно-развивающей среды и проблематизации содержания детской деятельности. В своей работе при экспериментировании с материалами и их свойствами использую следующие методы:

- традиционные (гуашь, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др. ,

- нетрадиционные (сжатая бумага, лоскутки, пуговицы, нитки, листья, фольга, палочки ватные, зубная щетка и др.).

В результате у детей формируется умение принимать и анализировать интеллектуальную или художественную задачу, раскрывать смысл, выделять внутреннее противоречие, разрешение которого и означает нахождение смыслообразующего звена (идею, образа, способа, типа конструкции или основу сюжета). В разных видах художественной деятельности дети реально и мысленно экспериментируют с различными материалами (бытовыми, природными, художественными, их свойствами и способами воздействия на них. Эти способы и приобретаемый с их помощью опыт имеет универсальный характер и тем самым обеспечивают формирование у детей базовой культуры творчества. Компонентами художественного экспериментирования являются активность, самостоятельность, инициативность и воображение. В старшем возрасте дети сами могут творчески реализовывать задумки. Показателями их самостоятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приемов создания выразительного образа. (Так умения и навыки работы с засушенными листьями, позволяют ребенку создать свой коллаж дома совместно с семьей).

Инициатива проявляется в том, насколько ребенок расширяет границы содержания продукта своего творчества, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией.

Художественное экспериментирование влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразные формы предметов окружающего мира, различные величины, многообразие цветов, способствует обогащению словаря. Различные материалы дают возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, дети самостоятельно изготавливают поделки.

Созданные детьми продукты художественного творчества используются для оформления музыкального зала, подготовки атрибутов для спектаклей, организации выставок, участие в конкурсах, в подарок, оформление группы.

Художественное экспериментирование с разнообразными материалами, инструментами и изобразительными техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности, успешного ребенка, уверенного в собственных силах.

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.

«Развитие творческого воображения посредством нетрадиционной техники рисования». Из опыта работы Из опыта работы Калугиной Елены Владимировны. Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественное экспериментирование
Опубликовано: 13 января 2015 в 12:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД