Лучший педагог года

Проект «Без меры лаптя не сплетёшь»

Рустам Исмагилов
Проект «Без меры лаптя не сплетёшь»

https://www.maam.ru/users/ismagilovrustam

Проект

Тема проекта :

«Без меры лаптя не сплетёшь

(Математическая секция)

Выполнил:

ученик 3 «Б» класса

ГБОУ СОШ № 3

Исмагилов Рустам.

Руководитель:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 3

Николаева Людмила Александровна.

г. Похвистнево

2014 год

Введение

Тема моей работы «Старинные единицы измерения длины».

Проблема

Данная тема мне показалась актуальной по нескольким причинам:

Публикация «Проект „Без меры лаптя не сплетёшь“» размещена в разделах

- читая литературные произведения, встречаю строки с непонятными для меня словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др. ;

- слышу пословицу или поговорку - не понятен смысл.

Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена?

Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время?

Цель: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена, что они обозначали и почему не используются в настоящее время.

Задачи:

- изучить теоретический материал о мерах длины, которые существовали на Руси, что они обозначали;

- выяснить, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины;

- познакомиться с задачами, в которых встречаются старинные меры длины;

- провести опрос среди знакомых мне людей;

- провести эксперимент с измерением длины;

- подготовить памятку «Старинные меры длины»;

- сделать выводы;

- предположить пути дальнейшего исследования

Гипотеза: Я предполагаю, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

Методы исследования:

• изучение специальной литературы;

• поиск информации в сети Интернет;

• опрос одноклассников, родителей, учителей;

• эксперимент с измерением длины предметов, используя старинные и современные единицы измерения;

• анализ и обобщение.

Основная часть.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Старинные меры длины в литературных произведениях.

Названия старинных единиц измерения длины я встречал во многих произведениях поэтов и писателей. (Приложение 1).

Старинные меры длины мы часто встречаем не только в стихах и сказках, но и в пословицах и поговорках. Мне не всегда понятен их смысл. (Приложение 2).

1.2 История возникновения мер длины.

С древности, мерой длины и веса всегда был сам человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т. д.

Первые общегосударственные системы мер возникли очень давно: не менее четырех тысячелетий «тому назад», в Древнем Вавилоне.

Опыт Вавилона и особенно Египта был воспринят и Древним Римом, и Россией, и ее предшественницей — Киевской Русью.

К XVIII веку насчитывалось до 400 различных по величине единиц мер, употребляемых в разных странах. Разнообразие мер затрудняло торговые операции. Поэтому каждое государство стремилось установить единообразные меры для своей страны.

В Древней Руси мерами длины были верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Верста (исконно русское) - первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.

Верста = 1км 076м.

Межевая верста - равная двум верстам.

Межевая верста = 2км 160м.

Сажень - самая распространенная на Руси мера длины.

Простая сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.

Простая сажень = 1м 51см.

Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.

Косая сажень = 2м 13 см.

Саженей было больше десяти, которые применялись при измерении расстояний и в строительстве.

Аршин - мера длины, равная длине вытянутой руки взрослого человека. Аршин = 71см 12 мм.

Было и другое название этой меры - шаг. Счёт производился парами шагов взрослого человека.

Образцом меры длины при определении величины аршина и сажени послужила линейка, принадлежавшая ранее Петру I. На линейке был обозначен полуаршин, равный 36см. По этой полуаршинной мере были изготовлены образцы мер длины.

В 2012 году у линейки был день рождения. Ей исполнилось 223 года.

Локоть - равнялся длине руки от пальцев до локтя. Локоть = 38-48 см.

Ладонь - 1/6 часть локтя. Ладонь = 6-8 см.

Пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении = 19-23 см

Коршок - равен ширине кулака, происходит от слова корх (кулак). Коршок = 9 см.

Вершок — длина верхней части указательного пальца.

Вершок = 4,5 см.

Перст - равен ширине указательного и среднего пальцев. Перст = 2 см.

В России, ещё в XVI и XVII вв. были определены единые для всей страны системы мер.

В 1736 г. были созданы образцовые меры – эталоны.

В 1893 г. в Петербурге была образована Главная палата мер и весов, которую возглавлял до 1907г. великий русский ученый Д. И. Менделеев.

В 1960 г. собралась конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц (русское название СИ) .

С 1963 г. ею пользуются во всех областях науки и техники.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Опрос друзей, одноклассников, учителей, родственников.

Я провел опрос (Приложение3) одноклассников, друзей, родителей, учителей. В нём приняли участие – 38 человек. Одноклассники - 16 человек; друзья и знакомые – 8 человек; родственники -10 человек; учителя -4 человека.

Результаты опроса представлены в таблице. (Приложение 4)

Знакомы с современными мерами длины: 38 человек.

Слышали о старинных мерах длины – 24 человека. Знают их-4 человека!

Область использования результатов моей работы.

Выяснив, что многие знакомы со старинными мерами длины, но не

знают, что они обозначают, я составил памятку «Единицы мер длины» (Приложение 5).

2.2. Эксперимент.

Я решил провести эксперимент и измерить длину своей комнаты с

помощью старинных и современных мер длины.

Решил измерять длину комнаты аршинами. Мы знаем, что аршин имеет и другое название - шаг (измеряли парами шагов). Поэтому измерять стали шагами.

Результаты эксперимента измерения длины комнаты. (Приложение 6)

Произведя вычисления, я выяснил, что длина комнаты имеет различия в вычисленных результатах.

Оказывается, одна и та же единица измерения получилась у всех «измерителей» разной и длина комнаты - разная. Как же тогда измерить, например, длину участка огорода? Ведь получатся разные показатели.

Вспомнилось выражение: «Всяк на свой аршин меряет».

Заключение.

В ходе эксперимента пришёл к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются неточными, они неудобны для измерений.

• Выяснил, какие меры длины существовали в старинные времена и все они были связаны с частями тела человека;

• Выяснил, что в литературе встречается немало названий старинных мер длины;

• Выяснил, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины;

• Познакомился с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовал их решать;

Провёл опрос и эксперимент с измерением длины среди знакомых мне людей;

Подготовил памятку «Старинные меры длины»;

Сделал выводы и предположил пути дальнейшего исследования.

Гипотеза.

Выполнив все задачи моего исследования, можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие, сохранились, в основном, в виде пословиц

и поговорок.

Перспектива моей дальнейшей деятельности:

-узнав много полезного и интересного, поделиться с друзьями;

-продолжить решать задачки со старинными единицами длины;

- изучить другие старинные меры.

Список литературы:

1. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. - М. : Эксмо, 2007;

2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - М. : Норинт, 2000;

3. Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. - М. : Наука, Главная редакция физикоматематической литературы, 1988;

4. Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.

5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В. П. Аникина. - М. : Художественная литература, 1988;

6. Савенков А. И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2004;

7. Старинные русские МЕРЫ длины, веса, объёма и площади.

https: //mer.kakras.ru/

8. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М. : Альта-Принт, 2007;

9. Энциклопедический словарь юного математика/ А. П. Савин. — М. : Педагогика-Пресс, 1999;

10. Я познаю мир: Математика: Детская энциклопедия/Авт. -сост. А. П. Савин и др. - М. : Издательство АСТ.

Приложение 8.

Задачи со старинными мерами длины.

Из Москвы в Вологду.

Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своём совершать во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить в день по 45 вёрст. На какой день второй человек догонит первого?

(На 8 день)

Приложение 1

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

На огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег. навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.»

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

П. П. Ершов «Конёк-горбунок»

Да еще рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

С. Я. Маршак «Сказка про козла»

Эй, не плачьте, баба с дедом!

Накормлю я вас обедом,

Испеку пирог грибной

В два аршина шириной.

«Былина об Илье Муромце»

Да отъехал-де ведь старый за три поприща,

Да по-русски-то сказать, да за три верстоньки.

H. А. Некрасов «Крестьянские дети»

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах., а сам с ноготок!

Приложение 2.

Пословицы, поговорки. Значение.

Слышно за версту. Разговаривать очень громко.

За семь вёрст киселя хлебать. Добираться куда-то без особой надобности.

Коломенская верста. Шутливое прозвище для высокого человека.

От слова до дела - целая верста. Задумка сделать что-либо, да все не приступаешь к работе.

На версту отстанешь - на десять догоняешь. Отставание трудно преодолеть.

Для милого дружка семь вёрст не околица. Любовь не знает преград.

Семь вёрст до небес, и всё лесом. Очень далеко.

Мерить версты. Долго ходить, находиться в пути.

Косая сажень в плечах. Говорят о сильном человеке, богатыре.

Полено к полену - сажень. Накопление богатства разумной экономией.

Всяк на свой аршин меряет. Оценивать на свой вкус.

Общим аршином мерить. Относиться ко всему как к обычным явлениям.

Писать аршинными буквами. Писать очень крупно.

Проглотить аршин. Говорят о человеке, который держится неестественно прямо, «натянут как струна».

Видеть на три аршина под землёй. Говорят о внимательном человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Аршин с шапкой. Говорят о человеке невысокого роста.

Аршин на кафтан, два на заплаты. Говорят о том, что починка вещи станет дороже покупки новой.

Семь аршин говядины, да три фунта лени. Говорят о чём-то бессмысленном.

Рукой подать. Находиться на близком расстоянии.

Из омута в ад - как рукой подать. Находиться на близком расстоянии.

Расстояние на бросок камня. Находиться на близком расстоянии.

Не продвинуться ни на шаг. Дело не продвинулось с места.

На шаг от беды. Очень близко от плохого.

Идти мерными шагами. Равномерно идти.

Публикации по теме:

Презентации в блогах коллег 2 Презентации в блогах коллег - 2 В блоге Галины Ивакиной [hide]Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Презентация опыта работы.

Презентации в блогах коллег 3 Презентации для педагогов в блогах коллег 3 В блоге Елены Ивановой [hide]Презентация кружка мягкой игрушки Тула - город с старинным прошлым[/hide].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Без меры лаптя не сплетёшь»
Опубликовано: 23 марта 2015 в 20:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД