Наталья Ложкина
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды в групповой ячейке
▼ Скачать
«Характеристика
компонентов предметно-развивающей среды в групповой ячейке»
автор: Ложкина Н. В., воспитатель МДОБУ кв дс № 20 г. Лабинска
В своей работе я основываюсь на деятельностно-возрастной системный подход и опираюсь на своевременные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.
Публикация «Характеристика компонентов предметно-развивающей среды в групповой ячейке» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функции и принципов построения. Я работаю с основными функциями и принципами, поскольку, на мой взгляд, они наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды.
Организующая функция имеет в своей основе цель – предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Воспитывающая функция среды должна быть тщательно сориентирована на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.
Развивающая функция в моей работе наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили или начинают создавать багаж для следующей ступени развития.
Чтобы предметно-развивающая среда выполняла названные, основные функции, в моей работе с детьми, при ее проектировании и создании я ориентируюсь на следующие принципы:принцип целесообразности и рациональности,принцип доступности и открытости, принцип проектирования и построения окружающего мира.
Предметно-развивающая среда группы состоит :
Двигательная среда – основа физического развития детей. Задача этой среды - развитие физических способностей, формирование двигательных навыков. Среда побуждает двигательную активность, дает детям осуществлять разнообразные движения и испытывать радость от них. Создавая в группе специальный физкультурный уголок, я помещаю в нем только то оборудование и пособия, которые дети могут использовать.
Игровая развивающая среда : задачи этой среды воспитывать и развивать желание ребенка играть, умение создавать игровую среду, умелое руководство игрой со стороны воспитателя. Игровую среду в моем педагогическом процессе представляют четыре компонента :
игрушки,
игровые атрибуты,
предметы – заместители,
игровое оборудование.
Создавая условия для формирования игровой развивающей среды, необходимо помнить, что на каждом возрастном этапе показатели развития игровой деятельности детей разные, поскольку игра должна продвигаться в своем развитии. Отсюда вывод – такое требование, как соответствие возрасту, в создании игровой среды является ведущим.
Познавательная предметно – развивающая среда. Задачи: расширять кругозор детей, уточнять и конкретизировать вновь формируемые и накопленные знания, вызывать и активизировать интерес к познанию мира. В дошкольном возрасте дети накапливают огромные сведения об окружающем их мире, которые являются серьезной базой для дальнейшего развития их познавательных возможностей, поэтому я создала для детей предметно – развивающую среду в группе. На столах и в открытых шкафах размещен дидактический материал и настольно-печатные, занимательные, развивающие игры; дидактические игры с предметами.
Так же были разработаны:
- игры на умение выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, величину, форму,
- игры помогающие определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу, запаху, не глядя на них,
- игры с куклой - основное дидактическое правило этих игр – закрепление последовательности бытовых процессов, которые дети сами совершают в жизни, уточнение предметов быта,
- игры на группировку и классификацию по одному, двум существенным признакам.
Познавательно – экологическая среда в «уголке природы». Задачи: формирование у детей познавательного интереса к природе, бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности.
В уголке природы размещены растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья, растения с крупными листьями (фикус, аспидстра) и красиво, обильно и долгоцветущие растения (герань, камелия, бальзамин, бегония вечноцветущая). Заинтересовываю детей и растениями с пестроокрашенными листьями (саукуба, колеус). Так же в уголке природы находятся:
- «календарь природы»,
- подборки иллюстраций,
- подборка исторических, познавательных, развлекательных сведений о растениях,животных, насекомых, птицах.
- разнообразный природный и бросовый материал.
Таким образом в познавательных играх я воспитываю в детях интеллектуальное развитие, развитие их психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, а так же способствую развитию важных качеств личности – самостоятельности, любознательности, сообразительности, наблюдательности, усидчивости, работоспособности.
Предметно развивающая среда по развитию речи. Задачи: показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать свои мысли и чувства, помочь почувствовать»вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества и начинается с организации предметного окружения : в начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том куда их «поселить», в середине учебного года дети вместе со мной решают сделать перестановку в группе, и это решение появляется в коллективном разговоре, во время которого дети учатся этике речевого общения. В группе создан литературный уголок, в него входят:
-различные журналы и детские книги, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникативных навыков,
- коллекции, что так же является хорошим стимулом к общению,
Центр художественно – речевой деятельности: различные виды театров: теневой, фланелеграф, пальчиковые, а так же альбомы загадок, рассказов, стихов, сказок, иллюстраций к сказкам.
Правильно подобранная среда по развитию речи способствует развитию, закреплению, совершенствованию речевых знаний, умений и навыков, которыми ребенок овладевает, играя и действуя самостоятельно. Для формирования связной речи предлагаю детям :
- наборы предметных картин,
- наборы сюжетных картин,
- серии сюжетных картин,
- изображения сюжетные и предметные, вырезание по контуру для работы на фланелеграфе,
- атрибуты, необходимые для игр-драматизаций: маски, шапочки, костюмы,
- различные виды театров: теневой, пальчиковый, плоскостной, кукольный.
Так же в работе по звуковой культуре речи, я использую:
- игры для развития речевого дыхания,
- игры «Подбери пару», «Что лишнее?», «Цепочка слов», «Лото».
- предметные картинки на все группы звуков,
- наборы парных картинок, домино.
Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений ребенок может не найти подходящих слов и выражает их более доступными способами: через продуктивные виды деятельности.
Поэтому я создала в группе предметно – развивающую среду для художественного творчества детей. Задачи: развивать у детей творческую инициативу, их воображение, активность реакции – во время выбора, планирования и организации своей деятельности, проявляя самостоятельность, эстетические суждения, свободное самовыражение.
Для полноценной деятельности детей я создала предметно – развивающую среду, в нее вошли:
- мозаика, пазлы, конструкторы, мелкие игрушки, разрезные картинки,
- бросовый материал (пуговицы, камушки, крупы, проволока, ленточки, нитки,
- шаблоны, трафареты на различные темы,
- раскраски, альбомы, бумага,
- различные изображения, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги,
- печатки, грубые щетинистые кисти, зубные щетки, губки разных размеров, карандаши цветные, кисти, фломастеры,
- пластилин, дощечки, силуэты предметов из теста,
- цветная бумага, картон, клей, ножницы,
- дидактические игры.
Смысл детского творчества – самовыражение. В своем творчестве дети стремятся передать «весь мир», «всю природу», «все деревья», они постоянно изобретают и фантазируют.
Дидактические возможности предметно – развивающей среды в музыкальном воспитании детей создают благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Задача: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, развивать музыкальный слух, музыкальные способности.
Детей привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, мир музыкальных инструментов, мир звуков. Поэтому я создала для них музыкальный уголок, в который вошли:
- музыкальные инструменты,
- маски,
- атрибуты,
- ширмы разных размеров, коробки с предметами, куски ткани, платки, бабушкины платья, туфли, шляпки, элементы костюмов,
- иллюстрации по слушанию, пению,
- фланелеграф, мягкие игрушки,
- куклы среднего размера,
- разноцветные флажки, платочки, ленты, искусственные цветы, надувные мячи,
- разные виды театров (настольный, кукольный, пальчиковый,
- портреты композиторов,
- дидактические игры,
- диски и кассеты с записями песен, музыки, сказок,
- музыкальные инструменты из бросового и природного материала: трещотки из фломастеров, маракасы из банок, наполненных горохом, фасолью, рисом, песком, бубен из пробок, пуговиц, орешки-колокольчики, шуршалки, шумелки.
Таким образом в музыкальной среде я обеспечиваю развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса, углубляю восприятие музыки, обеспечиваю эстетическое развитие, способствую развитию умственных способностей, воспитываю интерес к музыкальному искусству.
Предметно – развивающая среда – это содержательная жизнь ребенка в дошкольном учреждении, и моя цель – чтобы она имела самый различный неповторимый дизайн, соответствующий психолого-педагогическим и эстетическим требованиям; была комфортной, универсальной, давала возможность решать воспитательно-образовательные задачи, способствовала развитию интеллектуально-познавательной деятельности.