Лучший педагог года

Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста»

Анна Овада
Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста»

Цель: повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей.

Добрый день, уважаемые родители! В рамках проведения Дня правовой помощи детям, представляем Вашему вниманию информацию об основных документах, регламентирующих права ребенка.

Публикация «Групповая консультация для родителей дошкольников „О Правах ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольное детство считается уникальным периодом в жизни человека, в процессе которого формируется физическое здоровье ребенка, происходит становление его личности и первичная социализация. В период дошкольного детства ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Главную роль в становлении личности ребенка играют его родители. Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.

Соблюдение прав детей во многом определяет их полноценное физическое и социальное развитие. У ребенка, который обделен вниманием и заботой отсутствует возможность полноценного физического и социального развития.

Всемирная декларация прав ребенка об обеспечении выживания, защиты и развития детей констатирует : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы». В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире, к ним относятся:

- Декларация прав ребенка (1959);

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Закон «Об образовании».

Декларация прав ребенка возглавляет список международных документов. В ней излагаются 10 принципов, которые провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право :

- на воспитание;

- на развитие;

- на защиту

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

- Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

- Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

- Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

- Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

- Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

- Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

- Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

- Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

- Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

- Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

- Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству

- Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Семейный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. IV раздел Семейного кодекса РФ посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет 12 глава «Права и обязанности родителей».

В семейном кодексе оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка. Так же рассматриваются вопросы об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.

В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013.)

В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В статье говорится, о том, что:

- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; Раскрываются права Родителей (законных представителей);

- Родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования;

- Родители должны дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Так же объясняется, что ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

- Родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

- Родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.

В этой же статье речь идет о защите прав и законных интересов обучающихся (воспитанников) :

- Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований;

- Родители могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

- Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;

Здесь же раскрываются вопросы об обязанностях родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

- родители, (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования;

- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.

- уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

- За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Нарушением прав ребенка можно считать :

- лишение свободы движения,

- уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего,

- применение физического насилия к ребенку,

- унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм,

- угрозы в адрес ребенка,

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

- отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

- отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование представлений о правах человека у детей дошкольного возраста Материалы из опыта работы воспитателей логопедической группы №10 Беззуб Галины Викторовны и Зайцевой Татьяны Ивановны на тему : «Формирование.

Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 1. Название проекта Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность 2. Автор.

Групповая консультация «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка» Групповая консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка» Задачи: 1. Раскрыть родителям суть понятий.

Консультация для педагогов: «Практические рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста» 1. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы, где описаны различные поступки людей, примеры их положительного и отрицательного.

Консультация «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью» Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического.

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. Вотинова Елена Сергеевна педагог-психолог МАДОУ.

Консультация для родителей «Первичная социализация ребенка раннего возраста» Консультация для родителей. Первичная социализация ребенка раннего возраста. Социализация – это процесс постижения социальных норм и правил.

Консультация «Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста» Огромную роль в развитии детей играет память. То, что ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения.

Консультация «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста» В семье растет одаренный ребенок. Но иногда от родителей можно услышать: «Я не хочу, чтобы он был гением. Пусть будет нормальным, счастливым,.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста» Экологическое воспитание ребенка. «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 17:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД