Бычковская Марина
Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией
В этой статье я хочу рассказать о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация.
Детей с дизартрией сейчас очень много, особенно часто в практике встречаются дети со стёртой формой дизартрии. И у них тоже часто встречается повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.
Что такое гиперсаливация? Гиперсаливация это обильное слюнотечение.
Публикация «Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией» размещена в разделах
Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.
Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей.
Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы для преодоления такого неприятного симптома дизартрии.
Учимся проглатывать слюну.
1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
2. Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
3. В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
4. У дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.
5. На индивидуальном занятии при работе с дизартриком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.
6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
1. Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа, с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
а а а; э э э; и и и;
аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
аэи, аэи, аэи.
Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
Полоскания при гиперсаливации
(настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Логопедический массаж при гиперсаливации
Для преодоления гиперсаливации активно применяется логопедический массаж
Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами секунд.
Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рисунок). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
массаж при гиперсаливации
Массаж по точкам.
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)
Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.
Криотерапия в преодолении гиперсаливации.
Нетрадиционным методом преодоления гиперсаливации является криотерапия.
Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т. е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.
Расположение активных точек в области губ. Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам (показано на рисунке). Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин. Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии. В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.
Если у ребёнка старше двух лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание. Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.
В этой статье я затронула тему борьбы с таким неприятным симптомом дизартрии, как гиперсаливация.
Спасибо за внимание!