Получи документы

Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте

Олеся Плотникова
Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, отличаются не только недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, но и бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматического строя речи и недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Публикация «Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Связные высказывания детей непоследовательны, укорочены. В предложениях существительное часто заменяется местоимением, а глагол -более легким по смыслу. Прилагательные и наречия часто совсем не употребляются. Предлоги не всегда правильно подобраны или не верно вставлены в структуре самого предложения. Дети могут несколько раз повторять укороченную фразу или словосочетание, как бы застревая и вспоминая о том, что было дальше. Происходит это не от того, что знаний у ребенка недостаточно, а потому что он не может оформить их в связное речевое высказывание.

Формирование правильного речевого высказывания детей дошкольного возраста предусматривает освоение фонетического и лексико-грамматического строя речи, что позволяет детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями окружающей среды.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает пополнять свой словарный запас. Особое внимание необходимо уделить его качественной стороне: увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов, многозначных слов. Нужно помогать ребенку, как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь.

Самыми простыми и доступными, не требующими длительной подготовки, являются следующие упражнения и задания по развитию у детей речевых навыков и умений :

Оречевление ряда последовательно выполненных действий;

• Продолжение ряда называемых взрослым группы предметов;

• Подбор слов-действий, слов-признаков к предмету;

• Подбор картинок к заданному действию или признаку;

• Подбор картинок-парочек с одинаковым названием, но разным значением и многие другие.

Параллельно ведется работа по развитию связного высказывания. Примером могут быть следующие упражнения и задания:

• Составление предложений с использованием магнитных картинок, предметных картинок или игрушек.

Играют один, два ребенка и взрослый. Дети отбирают несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать задуманные персонажи.

На наборном полотне или магнитной доске оформляются разные ситуации, о которых рассказывают дети. Затем дети с помощью наводящих вопросов составляют рассказ. Первоначально основную роль при составлении рассказа играет взрослый, затем под его руководством дети самостоятельно составляют небольшие рассказы.

• Составление рассказа по серии картинок и сюжетной картине.

Прежде всего, ребенку предлагается рассмотреть все картинки. Назвать, что или кто на них изображен. Подвести ребенка к мысли, о чем будет рассказ. После этого предложить разложить картинки последовательно по сюжету рассказа, что помогает осмыслить взаимосвязь событий. Ребенку задается ряд вопросов: «Что было вначале? Что происходило потом? Чем все закончилось?». После того, как дети определят последовательность картин, нужно помочь при помощи наводящих вопросов составить предложения по каждой картинке, объединяя их в рассказ. После совместного составления ребенку предлагается еще раз рассказать, но уже без помощи взрослого.

Если рассказ составляется не по серии картин, а по одной сюжетной картине, порядок действий тот же. Только работа над последовательностью картин заменяется самостоятельным восприятием картины и составлением предложений начала рассказа и его конца.

• Составление рассказов - описаний.

Процессу обучения детей различных видов рассказов-описаний предшествует большая работа по обучению детей сравнению предметов. Сравнение является основой всякого понимания и мышления. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.

Необходимо учить детей сравнивать предметы. Сначала указывать на отличия между ними, а затем находить сходство. Предметы или картинки должны находиться перед глазами ребенка. Сначала задаются вопросы по описанию предмета, потом дается образец описания. И только потом ребенок описывает сам.

• Пересказ текстов.

Пересказ помогает развивать речевые навыки, развивает внимание и мышление ребенка. Приступать к пересказу нужно, когда ребенок научится слушать, понимать содержание прочитанного. При подборе текста для пересказа важно учитывать индивидуальные, возрастные и интеллектуальные возможности ребенка. Текст должен быть прост, понятен, четко выражать сюжет. Ребенок в процессе пересказа должен передать последовательность и логику в описании событий. После пересказа должен уметь анализировать поступки героев, делать выводы. Трудные слова, непотные выражения объясняются после первого чтения взрослым. Перед чтением может быть проведена вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. После первого чтения детям задаются вопросы по содержанию и установка на пересказ. Далее читается текст второй раз, затем ребенок пересказывает его. Существует различные виды пересказа:

• Взрослый пересказывает, а ребенок вставляет нужное слово или фразу.

• Ребенок пересказывает, как правило, с большими паузами, а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает правильно оформить предложения.

• Перед началом пересказа дается короткий план рассказа.

• Пересказ рассказа «по цепочке», когда чередуются рассказчики.

• Пересказ текста в лицах.

• Выборочный пересказ.

• Краткий пересказ.

Творческий рассказ:

придумывание или изменение конца рассказа;

предложить «заглянуть» в прошлое или будущее героев рассказа, сказки;

написать письмо своему любимому герою рассказа, сказки;

придумать разговор персонажей рассказа, сказки;

придумать сказку по опорным словам: девочка, колодец, зеркальце, лестница, лягушка, фея;

рассказать историю от лица предмета в сказке;

описать одно событие, например, от лица веселого и грустного человека.

Работая над развитием связного высказывания, совершенствуя речь, важно помнить, что одной из главной предпосылкой является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении. Следовательно, необходимо создать доброжелательную атмосферу, доверительные отношения и поддерживать положительный настрой на протяжении всего периода увлекательной работы.

Таким образом, правильно построенная система коррекционной работы по формированию связного высказывания, обязательно даст положительную динамику, хороший результат и повысит уровень развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связного высказывания у детей с речевыми нарушениями в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 4 октября 2022 в 13:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД