Получи документы

Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке

Светлана Матвеева
Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Приобщение детей к искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления. Народные и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимания, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память, являются памятником духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Публикация «Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке» размещена в разделах

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекли к себе внимание ученых. Многие из них (К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б. М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всем чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа.

В философско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка. Овладение смыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов, влияющих на накопления эмоционального, познавательного, эстетического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальной своеобразие и миропонимание народа, отсюда – познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.

На начальном этапе исследования были выявлены уровни сформированности орнаментального образа у детей старшей группы. Для чего детям были предложены четыре творческих задания (автор Л. Г. Васильева) по результатам которых определялся уровень знаний о чувашской вышивке в сочетании с качеством и оригинальностью созданного изображения. Данные показали преобладание детей со средним и низким уровнями сфомированности орнаментального образа в рисунках и аппликациях дошкольников, выполненных по мотивам народного орнамента. Для среднего уровня характерно проявление детьми интереса к рассматриванию изделий, эмоционально откликается на их красоту, умение давать им характеристику, называть их создателей. Понимание орнаментального образа сводит к называнию смыслового значения линейных и глубинного содержания цветовых образов как первичных. Дети изображали образы-типы данного вида искусства, допуская некоторые отклонения в их передачи. Называли смысловое значение орнаментальных рисунков.

Решая задачи формирования знаний о чувашской вышивке в декоративной деятельности, мы использовали технологию Л. Г. Васильевой, которая опирается на модель Н. А. Ветлугиной по формированию эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру и искусству, включающую способности, которые необходимо развивать у детей. Компонентами этой модели является: способность эмоционального переживания, способность к активному усвоению художественного опыта, специально-художественные и творческие способности, декоративно-игровое творчество (добавляет Н. С. Александрова) и на определенные Л. Г. Васильевой этапы формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (приобщение дошкольников к искусству чувашского орнамента) : эмоционально-познавательный, орнаментально-изобразительный, орнаментально-творческий, декоративно-игровой и фольклорно-праздничный.

Мы детей знакомили с изделиями орнаментального искусства и его создателями. С детьми проводились беседы по теме «О чем говорят узоры чувашской вышивки». Детей знакомили с цветом образом произведений декоративно-прикладного искусства.

Нами были использованы все методы и приемы для реализации поставленных задач: наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой.

Детей учили техники декоративной деятельности. На занятиях они овладевали выразительными средствами (узором, колоритом и др).

Методика обучения детей созданию образов-символов народных узоров в содержании рисования и аппликации включает: рассматривание художественных вещей, анализ «изобразительных моделей оригиналов» узоров и нахождение изображенных на них частных образов в подлиннике. После чего детям предлагается воспроизвести их в технике рисования или аппликации.

Для активизации процесса воплощения образа узора Л. Г. Васильева предлагает использовать такие приемы, как показ и объяснение последовательности его рисования с включением некоторых сведений о происхождении и художественно-образной основе. Показ нескольких способов рисования одного и того же узора, частичный показ. Рассматривание динамических моделей создания образов узоров. В них задан алгоритм действий. Что позволяет ребенку представить последовательность работы.

В содержание занятий включали легенды, использовали художественное слова, музыку.

Чтобы придавать деятельности интерес и художественно-творческий характер создавали игровые ситуации. Дети часто участвовали в фольклорно-праздничной деятельности. Единство музыкальной деятельности составляющей основу фольклорных праздников и развлечений, и изобразительной деятельности, продукты которой ребенок может активно применить в праздничных действиях, оказывает положительное влияние на развитие детского творчества, создают у ребенка целостное представление о национальной культуре, является средством вхождения «в образ». Но самое главное, что «полотняной фольклор» нельзя рассматривать изолировано и вне связи с музыкальным и устным народным творчеством, так как праздники сопровождаются не только веселыми играми и хороводами, но и нарядностью одежд и демонстраций художественных творений народа.

«Проживание» ребенком древних праздников своего народа вызовет у него эмоциональный отклик, покажет ему значимость полученных знаний. А это будет способствовать в последующем воплощению пережитого (прочувственного и осознанного) в изобразительной деятельности, результатом чего явится интересный орнаментальный образ.

Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов выявило значительную динамику формированности знаний о чувашской вышивке в декоративных видах деятельности у детей экспериментальной группы. Дети научились узнавать и выделять чувашский орнамент. Научились видеть взаимосвязь между цветом, композицией и элементами узоров. Они стали лучше воспринимать содержание узоров в чувашской вышивке, словесно обозначать созданный ими образ. Появились знания о труде вышивальщиц. Истории возникновения образов-символов и изделий. В контрольной группе существенных изменений не произошло. Полученные данные подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.

Прикреплённые файлы:

vyshivka_3bk0k.pptx | 12858,35 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у младших дошкольников Стрыгина Мария «Формирование экологических представлений младших дошкольников» В наше время проблема экологического воспитания вышла на.

Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья»Фотоотчет «Знакомство с чувашской народной одеждой. Тухья» Чувашская народная одежда Тухья. Тухья… Какое загадочное слово! Заложи это слово в кроссворд, придется многим оставить клеточки пустыми.

Формирование математических представлений дошкольников посредством занимательного материала в семье Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления,.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Тема. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. *Содержание работы с детьми Исследования показывают,что для формирования.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств Мастер – класс Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств.

Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности Каждый человек в течение жизни выполняет различные актерские функции. Маленький ребенок, который только начиняет осмысливать окружающую.

Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников посредством изучения и создания народной куклы Введение. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них,.

Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик» Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. Задачи: формировать.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик» Программное содержание. Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведения. Учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых.

Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок Красноштанова Ирина Николаевна, воспитатель, БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида» Формирование у дошкольников представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 15:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД