Папки-передвижки

Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраст

Людмила Васильевна Кораблина
Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраст

«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

МБДОУ “ЦРР- д/с № 196”

Воспитатель Кораблина Л. В.

Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраст» размещена в разделах

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации ФГОС ДО, принципиальным отличием которого является – исключение из образовательной деятельности учебной модели, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей : чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук. Для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией я использую игры-упражнения. Каждая игра начинается с презентации. Я показываю и называю предмет, который участвует в игре и рассказываю, как надо с ним действовать. Все это я делаю не спеша, так как ребенок копирует все действия воспитателя. Затем дети выполняют упражнения сами. В своей практике я использую игры-упражнения с пальчиками, такие как: «Мы делили апельсин», «Пальчики здороваются», «1, 2, 3, 4, 5 вышли пальцы погулять» и многие другие. Такие игры совершенствуют ловкость и точность движений, внимание, память, формируют правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Также дети любят работать с пластилином. Это способствует развитию у ребенка не только моторики рук, но также усидчивости, аккуратности, умения подбирать нужный цвет. Это могут быть детские сюжетные композиции, животные, птицы и т. д.

В своей работе я также активно использую такой вид детской деятельности как конструирование, связанный с моделированием — оригами. Доступный материал позволяет широко использовать технику моделирования в детском саду. Работая с листом бумаги, ребенок овладевает навыками моделирования. Производимые действия развивают мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию, синхронность движений обеих рук. Сначала я показываю детям как складывать тканевые платочки, вместо бумаги. Так ребенок имеет возможность прочно усвоить приемы наложения углов, совмещения сторон, и ошибки при этом легко исправить. Когда дети имеют практику складывания платка, они более точно и уверенно работают с бумагой. Следующее направление — это работа с трафаретами с использованием простого карандаша. Трафареты беру на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда и т. д. Сначала мы прорисовываем предмет, а затем его штрихуем. При этом стараемся выделять границу штрихуемого предмета и соблюдать расстояние между линиями. Такая деятельность способствует развитию глазомера. Использование дидактического материала повышает эффективность и продуктивность занятия за счет развития слухового внимания и зрительного восприятия. С этой целью я использую такой материал как: «волшебные мешочки», счетные палочки, бархатные коврики, разрезные картинки. Из палочек мы выкладываем буквы, геометрические фигуры. Затем я усложняю задачу — прошу детей сложить лесенку, елку, снежинку и т. д. В игре «Волшебный мешочек» ребенок развивает зрительное внимание, память, способность узнавать предметы на ощупь. На бархатной бумаге провожу игру «Каждому — свой домик», «Подбери нитки по цвету», «Сложи картинку». При этом у ребенка развивается пространственное представление, умение распределять на листе бумаги элементы картины в определенном порядке : справа, слева, вверху, внизу.

Также в своей работе я использую игры с песком. Принципы игр на песке просты и незатейливы. Они очень интересны и разнообразны, а также носят познавательный характер. Например, мы пишем пальчиками буквы, цифры, рисуем геометрические фигуры, а также сочиняем сказки на песке. Песок помогает дольше сохранить работоспособность детей. В песочных играх дети совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга. Появившийся у девочек интерес к вышиванию и мое увлечение изонитью подтолкнули меня к организации кружковой студии «Изонить». Деятельность в студии также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное воспитание, развитие глазомера, логического мышления. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Также подобная деятельность развивает усидчивость, терпение, умение доводить начатую работу до конца.

Список литературы

1. Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. -Ростов н/Д. : Феникс, 2006

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013

Публикации по теме:

Презентация «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста» Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, изучив методическую литературу и опираясь на требования «Программы воспитания и.

Развитие мелкой моторики рук детей с ОНР посредством кружковой работы Развитие мелкой моторики у детей с ОНР - важная задача, которую решает не только учитель-логопед, но и воспитатель. Мы предприняли попытку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраст
Опубликовано: 14 января 2015 в 13:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД