Папки-передвижки

Формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания

Наталья Чихачева
Формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени, ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Публикация «Формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания» размещена в разделах

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдение, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль воспитателя очень важна на этом этапе и ответственна. Задача воспитателя – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла успешно. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» - говорил К. Д. Ушинский.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка складывается представление о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношения к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества. Но знание и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств. Одним из мощных средств нравственного воспитания дошкольников, и на сегодняшний день, эффективным является экологическое воспитание. Природа дает возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Развитие представлений о самоценности природы, эмоциональное положительное отношение к ней, выработка первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Ребенок приобретает первоначальное умение, позволяющее ему участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Средство нравственного воспитания дошкольника будет эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ, действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций). И к первой, и ко второй группе относится метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказания. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действий.

Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения, активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание Развитие ребенка предопределяет дальнейшее становление личности. Именно время детства отличается активным восприятием, развитием таких чувственных.

Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания
Опубликовано: 28 октября 2014 в 16:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД