Папки-передвижки

Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников

Мурыгина Ирина Васильевна
Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников

Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников.

«Трудное надо сделать привычным,

а привычное – легким и приятным.»

К. С. Станиславский

Темп жизни современного общества предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому проблема воспитания культуры здоровья детей является особенно актуальным в настоящее время.

Публикация «Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников» размещена в разделах

Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) дошкольника является показателем социализации личности в общественной среде. Социальная среда, которая окружает воспитанника, способствует формированию у него представления о культуре здорового образа жизни. Культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации. Дошкольник формируется силами культуры того социума, в котором он живет.

Культура здоровья – совокупность ценностного отношения ребёнка к здоровью, его сохранению и укреплению, а также личностные и социально значимые способы деятельности, направленные на обретение физического, психологического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях – с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой [3, с. 15].

Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни необходимо начинать с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Это предусматривает:

- представление воспитанника о правилах личной гигиены и правилах ухода за своим телом;

- представление воспитанника наиболее опасных факторов риска для жизни и здоровья;

- представление воспитанника о строении человека;

- представление воспитанника о своем физическом развитии.

В нашей группе оборудован физкультурный уголок необходимый для развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях спортом. В нем имеется необходимое оборудование для самостоятельной двигательной деятельности воспитанников, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми, нетрадиционное оборудование, выполненное руками родителей и воспитателей группы.

Процесс формирования культуры здорового образа жизни дошкольника, связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование культуры здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности.

Утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в сопровождении бодрой музыки, способствует формированию представления детей о культуре ЗОЖ. Мы считаем, что правильно составленный режим дает свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Большую роль в формировании культуры здорового образа жизни играют подвижные игры. Мы проводим их в группе и на прогулках.

Использование следующих методических приемов: наблюдение, беседы и рассказы воспитателя; повторение стихотворений; рассматривание различных ситуаций, иллюстраций; сюжетных и предметных картинок, плакатов; сюжетноролевые игры; дидактические игры; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковые и дыхательные гимнастики; физкультминутки дают свои положительные результаты. С целью ознакомления детей со способами сохранения здоровья проводим экскурсии в парк, в дендрарий. Там мы наблюдаем за сезонными изменениями в жизни природы, растениями и одновременно осуществляем оздоровительные мероприятия (занятия физической культурой, дыхательная гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе) Для непосредственного восприятия детьми объектов и явлений на прогулке организуются кратковременные и длительные наблюдения и опыты. Наблюдение позволяет показать детям влияние на природу экологических и социальных факторов, помогает понять влияние окружающей социальной и природной среды на ЗОЖ. Опыты способствую формированию у детей познавательного интереса к окружающей социальной и природной среде, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Чтение детской художественной литературы на тему укрепления и сохранения здоровья детей и совместное обсуждение прочитанного помогают сформировать у ребенка прочные представления о здоровом образе жизни.

Особое место в своей работе мы уделяем работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу [1, c. 63].

Таким образом, можно сделать вывод, что если: правильно организовать развивающую предметно – пространственную среду, проводить систематическую работу по формированию культуры ЗОЖ, привлекать к работе родителей, то в результате будет создана универсальная среда, которая поможет дошкольнику обрести элементарную культуру здорового образа жизни, и определит тем самым здоровый путь его развития.

Список литературы.

1. Здоровый дошкольник : социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова [и др. ]. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с. Т. Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М. :

«Мозаика-синтез», 2006

2. Венгер, Л. А. Психология : учебник для вузов / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.

3. Родничок здоровья : технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения : учеб. -метод. пособие / под науч. ред. В. А. Деркунской. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 195 с.

4. М. Н. Кузнецова. Система комплексных мероприятий по

оздоровлению детей в ДОУ. Санкт-Петербург, 2010

5. Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. – 202 с.

6. В. Н. Лучихина. Формирование основ здорового образа жизни у детей

дошкольного возраста. 2003

7. Т. А. Шорыгина. Беседа о здоровье. Творческий центр г. Москва, 2008

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников
Опубликовано: 14 мая 2024 в 00:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД