Лучший педагог года

Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 1)

Наталья Рожина
Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 1)

часть 2

" Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. "

В. С у х о м л и н с к и й

.

Публикация «Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 1)» размещена в разделах

Одним из условий воспитания и оздоровления детей, становления их личности считаю экологическую и валеологическую направленность физкультурно-оздоровительной работы. Непосредственное общение с природой : физкультура на свежем воздухе; туристические прогулки; включение в занятия упражнений, игр с экологической тематикой, использование природного материала - всё это значительно повышает положительный эмоциональный фон, побуждает ребёнка к активному поведению, что, в свою очередь, способствует воспитанию у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни, а значит - сохранению здоровья.

Здоровье - это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

Фундамент здоровья физического и психического закладывается в младенческом и дошкольном возрасте. И прочность этого фундамента зависит целиком от семьи, от детского сада и других специальных учреждений, где воспитывается и развивается ребенок.

Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности.

Именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности; закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности; формирование здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. И поэтому следует повернуться лицом к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, потому что, только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Сложившаяся неблагополучная ситуация подтолкнула к определению следующих проблем: сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, воспитания гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир.

У старших дошкольников благодаря возрастанию опыта их личности в педагогике начинают выделять и психический и социальный компоненты здоровья. Но несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остаётся достаточно пассивным. Причины этого отношения кроются в недостатке у детей необходимых сведений о нём, а также в неосознании опасностей нездорового поведения человека.

Детский сад является «золотой серединой» среди всех других учреждений в воспитании и оздоровлении детей, становлении их личности, первым помощником в преодолении ими дискомфорта. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет жизни. В период дошкольного детства у ребенка зарождаются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Поэтому в работе с детьми необходимо больше внимания уделять проблемам формирования у них ценностей здорового образа жизни, развития представлений о полезности и целесообразности физической активности.

От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни, что требует повышенных физических и психических усилий, а также высокого уровня здоровья. Поэтому здоровье растущего человека, как фундамент всей последующей жизни, находится в центре внимания работников здравоохранения, педагогов и психологов. Формирование культуры здоровья является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, направленное на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья.

На сегодняшний день существует множество трактовок о понятии «здоровье», «культура здоровья» и «здоровый образ жизни».

По определению ВОЗ, здоровье - это «…состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Современными исследователями в области педагогики разработаны задачи и содержание работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, где охране и укреплению здоровья ребёнка, формированию представлений о себе, строении своего тела, чувствах и мыслях; обучению знаниям, навыкам ведения здорового образа жизни; объективной оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни и действиям в зависимости от ситуации отводится далеко не последнее место. Также не стоит забывать о закаливании детского организма, формировании правильной осанки, обучении жизненно-необходимым двигательным действиям и культурно-гигиеническим навыкам -всему тому, что будет способствовать достижению детьми полноценного физического развития.

Культура здоровья определяется исследователями как комплексное понятие, включающее теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, т. е. оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Публикации по теме:

Детский сад как оздоровительная педагогическая система "Я не боюсь еще и еще раз повторять:   забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная.

Презентация предметно-развивающей среды 2 младшей «А» группы по формированию привычки к здоровому образу жизни Предлагаем презентацию предметно – развивающей среды по формированию привычки здорового образа жизни. Из опыта работы воспитателей МАДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 1)
Опубликовано: 15 марта 2014 в 18:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД