Папки-передвижки

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности

Юлия Якимова
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Согласно новым введенным Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартам, образовательная область здоровье требует от воспитателей формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Таким образом, складывается противоречивая ситуация: с одной стороны у дошкольника должны быть сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки, которые он должен применять в жизни, а с другой стороны, нет систематизации в обучении КГН – семья-сад.

Отметим недостатки в результатах:

-отсутствие интереса и мотивации у детей к приобщению КГН,

- недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера у ребенка, что делает затруднительным выполнение правил КГН.

- нет единых требований и взаимосвязи между семьей и дошкольным учреждением.

-отсутствие систематичности упражнений детей в определенных действиях.

К результатам деятельности воспитателя можно отнести:

1. совершенствование форм воспитания культурно-гигиенических навыков.

2. создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;

3. развитие у дошкольников системы общечеловеческих ценностей;

4. расширение кругозора детей в области гигиены;

5. формирование положительного отношения к чистоте и опрятности;

6. четкий режим дня,

Недостатки в процессе:

1. неумение воспитателя владеть методиками формирования КГН;

2. отсутствие информации о новейших разработках в области методик и технологий формирования КГН;

3. отсутствие у воспитателя навыков организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности направленной на воспитание КГН.

К сожалению, при организации воспитания культурно-гигиенических навыков существуют следующие недостатки в условиях:

1. регулярность занятий

2. непрерывность воспитательного процесса

3. единство требований воспитателей и родителей

4. отсутствие положительного примера со стороны семьи

5. недостаточно демонстрационного и игрового материала, на основе которого у детей формировались бы КГН

6. не соответствие по нормативам рекомендуемых САН ПИНом комнат общего пользования по метражу и комплектования сантехникой.

Таким образом, главным результатом при воспитании культурно-гигиенических навыков является овладение всеми навыками, характерными для дошкольного возраста, которые являются основой для дальнейшего воспитания КГН.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать проблему : «Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников, как одно из правил здорового образа жизни».

Описание новых образовательных результатов сформированных у дошкольников.

Зная проблему, можно искать пути ее решения. Если посмотреть в ФГОС, то можно увидеть, что ребенок может приобрести (и будет иметь) следующие навыки :

- самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,

- владеет доступными навыками самообслуживания,

- пользования предметами личной гигиены,

- владеет культурой поведения за столом

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средств обучения и воспитания, контроля)

Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Под содержанием образовательного процесса понимается информация, используемая в процессе обучения. Основными документами определяющими содержание обучения являются стандарты, учебные планы, комплексные и парциальные программы.

Содержание образовательного процесса в ДУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому должны быть включены следующие аспекты:

1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);

2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

На основе выше перечисленного был составлен проект : «Мыло, щетка и вода – наши лучшие друзья».

Цель: Создать условия для формирования культурно-гигиенических навыков.

Задачи :

1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

План мероприятий по проведению проекта

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Основной этап

Наглядная информация для родителей на тему:

«Как приучить ребёнка быть аккуратным»

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.

Продолжать знакомить детей с предметами личной гигиены (мыло).

Чтение; С. Капутикян «Маша обедает»

(Хрестоматия для маленьких. Пособие для воспитателей детского сада. / Сост. Л. Н. Елисеева – 5-е издание. М., Просвещение. 1997.) с. 57

Наглядная информация для родителей на тему:

«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».

Памятка для родителей

«Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоится»

Чтение русской народной сказки

«Про непослушные ручки и ножки».

Дидактическое упражнение:

«Айболит встречает ребят»

Чтение художественной литературы:

«Мойдодыр»

Изготовление театра на фланелеграфе по сказке

«Девочка чумазая»

Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

Заключительный этап

Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»

Наглядная информация для родителей на тему:

«Витамины в жизни ребёнка»

Анкетирование родителей по теме:

«Чему научился Ваш ребёнок?»

Диагностический инструментарий

Для того, чтобы понять насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику.

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

• Наблюдение за детьми.

• Анкетирование родителей.

• Беседы.

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Изменения только в образовательном процессе недостаточно. Рассмотрим ряд измений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя, поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологией дошкольника, индивидуально –психологических особенностей детей, психологией детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий).

Для положительного результата необходимо следующие условия:

1. Проведение цикла семинаров-практикумов для воспитателей «Методика воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников»;

2. Создание методического банка игровых методик и технологий, направленных на воспитание КГН;

3. Разработка универсального проекта по воспитанию КГН, затрагивающего как систему непосредственно образовательной деятельности, так и режимные моменты, реализуемые в ДОУ

4. Самообразование: посещение конференций, семинаров, ярмарок образовательных ресурсов, проведение консультаций старшим воспитателей, педиатром ДОУ.

5. Так же для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностую окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относиться к окружающим и творчески мыслить.

К кадровым изменениям относятся: привлечение к работе методиста, медсестру, помощник воспитателя.

Научно-методические изменения:

- разработать серию консультаций и индивидуальных бесед для родителей,

- взаимодействие с другими воспитателями и медсестрой, педиатром.

- создание методической копилки по формированию культурно-гигиенических навыков (беседы, ситуативные беседы, подборка мультфильмов, рассказов).

- Подобрать и оформить методический материал по валеологии.

Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников. В группе должны быть оборудование согласно Сан Пину. Грамотно и методически верно оформлены групповые комнаты. Разработаны буклеты для родителей по тематике. Изготовление педагогами демонстрационного материала по данной тематике.

Нормативно-правовое обеспечение – это учет при разработке совместной деятельности конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.

Информационные изменения –это использование ИКТ в работе (посещение сайтов, создание обучающих пособий.

К организационным изменениям – изменения в работе воспитателя в соответствии с поставленной проблемой. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающих среды, активное включение родителей в педдеятельность.

Современная ситуация требует комплексного подхода для ее решения с привлечением и родителей, и педагогов, и специалистов.

Публикации по теме:

Диагностика. Образовательная область «Познание».Диагностика. Образовательная область «Познание». Уважаемые коллеги, наверное многие испытывают затруднения с проведением диагностики в этом году, в связи с введением новых ФГТ. Хочу с вами.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников посредством проектной деятельности
Опубликовано: 17 ноября 2014 в 11:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД