Сократова Анастасия
Формирование и развитие личности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие личности
Личность представляет собой конструкцию, которая, как и интеллект, породила многочисленные исследования. На протяжении всей истории многие люди пытались определить ее, а также предлагать возможные теории, облегчающие понимание концепции, что на первый взгляд кажется легким.
Понятие личности используется в повседневной жизни многими людьми, как сказал Гонта А. В. в 1990 году: «Все знают, что такое личность, но никто не может выразить это словами» [4, с. 6].
Публикация «Формирование и развитие личности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Этот термин используется для обозначения различных аспектов, но, на самом деле, что мы подразумеваем под личностью? Нет единодушия при его определении, и существуют разные определения:
Речь идет о динамической организации или наборе процессов, которые объединяют поток опыта и поведения.
Другие определяют его по отношению к самооценке (как определяется индивид) или чувству того, кем он является.
Характерный способ мышления и поведения, такой как привычки, отношения или, вообще, особый способ адаптации к окружающей среде.
Со своей стороны, Первин и Джон определяют личность как характеристики, которые определяют непротиворечивые модели чувств, мышления и действия. Эти паттерны выполняют функцию адаптации человека к окружающей среде, показывая его привычный подход к ситуациям.
Оллпорт сказал, что именно динамическая внутри-индивидуальная организация систем определяет их уникальную адаптацию к среде.
С другой стороны, Айзенк понимает личность как сумму моделей поведения, определяемых наследованием и средой, которые возникают и развиваются в результате взаимодействия секторов: когнитивного или интеллектуального, отношения или темперамента, характера и конституции.
В заключение, на основе определений личности, которые были предложены с течением времени, выделены следующие фундаментальные аспекты:
Личность - это гипотетическая конструкция, которая включает в себя ряд характеристик, относительно устойчивых во времени и последовательных (не меняющихся в разных ситуациях) и позволяющих прогнозировать поведение [10, с. 279].
Личность включает в себя другие элементы, такие как познание, привязанность и мотивация, которые определяют поведение и могут объяснить, что иногда личность не так последовательна и стабильна в некоторых обстоятельствах.
Он охватывает все функции и поведенческие проявления, которые будут результатом стабильных и динамичных элементов, личностных, социальных и культурных влияний. Это что-то особенное и правильное для каждого человека, и он будет стремиться адаптировать свое поведение к характеристикам окружающей среды, это называется «поведенческая согласованность».
2. Роль биологических и социальных факторов формирования и развития личности
Развитие личности является одной из основных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы психического развития, педагогика строит теории о том, как целенаправленно направлять развитие человека. В науке есть формула: человек рождается, человек становится. Под развитием личности понимается процесс количественных и качественных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие приводит к изменению черт личности, к появлению новых свойств (новообразований) [7, с. 307].
Роль биологических и социальных факторов в формировании и развитии личности
Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако их роль различна и до настоящего времени до конца не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:
1. Теории доминирования социальных факторов. Сторонники доминирующей роли "среды обитания", "общества" считают, что человек является продуктом внешнего воздействия. Представителей этого направления называют "социологизацией", а направление социально-генетическим. Истоками социогенетического направления стал английский философ Джон Локк. Он считал, что душа новорожденного подобна "чистой доске" (tabula rasa, на которой можно писать все, что угодно. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, и врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Ученые выделяют несколько групп факторов внешней среды (А. В. Мудрик). К макрофакторам относятся космос, мир, климат, общество, государство; метафакторы отдельных социальных групп и институтов, школа, СМИ; микрофакторы-семья, сверстники [1, с. 458].
2. Теории доминирования биологических факторов. Противоположной точки зрения придерживались французские философы Рене Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого "биологизаторского" направления, основная идея которого заключается в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние окружающей среды минимально. Ребенок растет по естественным законам, осознавая то, что дано ему природой; нужно только верить в этот рост, не мешать ему. Развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как генетически запрограммированное созревание природных сил. Определяющим фактором развития являются задатки и анатомо-физиологические особенности организма, унаследованные от предков [9, с. 13].
3. Теории конвергенции биологических и социальных факторов. У. Стерн. Он считал, что психическое развитие - это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат сближения внутренних данных с внешними условиями развития. Стерн писал: "Ни одна функция или свойство не может быть спрошена:" приходит ли оно извне или изнутри?". так как оба участвуют в ее реализации. "Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, развивающийся под влиянием x-элементов наследственности и Y-элементов окружающей среды. Элементам окружающей среды придается большее значение. Это наиболее распространенное понятие современной, особенно западной, психологии. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущность развития человека в природе и обществе [5, с. 111].
4. Теории противостояния (конфронтации) биологических и социальных факторов. Истоки-фрейдистский психоанализ и неофрейдистские теории. Развитие рассматривается как результат противостояния биологических и социальных факторов. Фрейд считал, что развитие личности можно понять из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением биологически данных, врожденных и естественных инстинктов, но это желание сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Таким образом, противостояние двух факторов предстает как конфликт между обществом и инстинктами индивида [3, с. 784].
5. Концепция взаимодействия биологических и социальных факторов. Русской психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Лев Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении проблемы движущих сил психического развития. Одной из основных идей Л. С. Выготского является то, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное "созревание" и овладение культурными способами поведения и мышления (социализация). Культурное развитие состоит в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в ходе своего исторического развития: языком, письмом,счетными системами и др. усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешняя рецепция как бы" красится "и становится внутренней – процесс называется"интернализацией". Последователи Выготского отмечали, что процесс развития определяется прежде всего деятельностью самого субъекта-это его самодвижение через деятельность с объектами-факторы наследственности и среды лишь представляют собой условия, определяющие не сущность процесса развития, а его вариации в пределах нормы [6, с. 15].
3. Главные факторы и движущие силы развития личности
К основным факторам личностного развития относятся:
1. Образование. Биологически унаследованные особенности личности только создают почву для развития личности. Они развиваются под влиянием окружающей среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди имеют относительно одинаковые склонности, возможности. И только социальное наследование, то есть влияние in vivo окружающей среды и образования обеспечивает развитие. Образование выгодно отличается от факторов внешней среды тем, что это управляемый процесс, который регулирует, целенаправленно создает условия для развития и адаптации. Основной закон развития личности, сформулированный Л. С. Выготским, означает, что через совместную деятельность и общение формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этика, сознание и др. Образование среди всех факторов социализации рассматривается как наиболее важный в развитии личности в силу своей направленности и организованности [8, с. 30].
2. Предметная деятельность. Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что формирование личности не в меньшей степени зависит от деятельности самого человека. Деятельность понимается как стремление каждого человека к самоактуализации, самопознанию и высшим смыслам бытия, к самореализации, зачастую вопреки окружающей среде, нивелируя, подавляя индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и другие считают, что помогая человеку, ученик школы должен именно пробудить в нем собственные стремления к самореализации, которые, как им кажется, изначально ему присущи. В более традиционных для отечественной науки терминах эта позиция означает, что деятельность студента, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самообразованию относятся к внутренним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные черты личности, входящие в ее структуру, формируются под влиянием воспитания в первую очередь. Но в процессе жизни ребенка они сами становятся источником, движущей силой его развития. Это отчасти объясняет, что под влиянием одних и тех же образовательных и экологических условий учащиеся вырастают разными. В связи с этим возникает вопрос о важности самообразования и его связи с образованием. Педагогика понимает это так: образование вызывает самообразование, и чем быстрее, тем лучше.
Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности.
Такие противоречия есть:
-противоречия между новыми потребностями, порожденными деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
-противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и деятельности;
-противоречия между растущими потребностями общества, группы взрослых и современным уровнем развития личности [2, с. 149].
Эти противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они появляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней активности. В результате человек переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворена, противоречие устранено. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим-развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания конкретизируются общие противоречия. Это противоречия между требованиями к учащимся и их готовностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениями им.
Заключение
Личность формируется в условиях социального, конкретного и исторического существования человека, его обучения и воспитания.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие "личность" неоднозначно и многогранно. Изучением личности занимаются многие науки, в том числе философия, социология, психология, этика, эстетика, педагогика и др., Каждая из наук занимается изучением личности в ее специфическом аспекте.
Развитие личности - это социально обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит образованию. Образование направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, преследуемыми обществом. Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что если дети с раннего детства развивались вне общества, то они остаются на уровне животного развития, у них не формируется речь, сознание, мышление. Участвуя в работе и различных формах социальной активности, человек развивает те способности, которые окружающее общество имеет в своей многовековой "копилке". Необходимыми условиями формирования и развития личности в этом контексте являются общение с другими людьми, в ходе которого человек познает культуру.
Как биосоциальное существо, человек переживает взаимодействие генетических и социальных программ. Носителем генетических свойств являются молекулы ДНК, носителем социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям через обучение и воспитание. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизни людей. Генетика предполагает, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться бесконечно. В то же время социальные условия существования человека стали все больше определять его развитие и развитие общества.
Человек представляет собой целостное единство биологического (организационного, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и пожизненно приобретенного.
Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Основой личности является совокупность ее социальных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; и реализуются они ее деятельностью, точнее, совокупностью ее разнообразных видов деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что отправной точкой для развития и становления личности является семья, в которой ребенок усваивает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Затем эстафета отправляется в детские сады, школы, вузы. Большое значение имеют секции и кружки, кружки по интересам, занятия с репетиторами. Взрослея, принимая себя взрослым, человек осваивает новые роли, в том числе роль супруга, родителей, специалистов. В этом смысле на личность влияет не только образовательная и коммуникационная среда, но и средства массовой информации, интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Следует отметить, что через социализацию индивид развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает для себя жизнь современного общества, становится человеком своего времени.
Список использованной литературы:
1. Белорусова Е. А. Ситуация неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 455-459.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. — 352 с.
3. Виноградова И. В. Личность: к вопросу о методологии // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 781-785.
4. Гонта А. В. Понятие личности // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 5-7.
5. Калина, Н. Ф. Психология личности. - М. : Академический проект, 2015. - 214 c.
6. Николаев А. М., Зарипов М. А. К вопросу о феномене «личность» в психологии // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2 – С. 12-17
7. Психология развития / Под ред. Грэйс Крайг, Дон Бокум. -: Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.
8. Смолякова А. В., Айметдинова Л. И. Формирование личности в современном мире // Студенческий научн. журн. - 2018. - № 21(41). – С. 27-33
9. Тремаскина Е. В., Уривская Н. С. К проблеме формирования личности // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 12-14.
10. Утлик, Э. П. Психология личности: Учебник. - М. : Academia, 2018. - 448 c.