Темаева Ирина Викторовна
Формирование графомоторных навыков
Формирование графомоторных навыков
Графомоторный навык – это определенное положение и движение пишущей руки, которое позволяет: правильно держать пишущий инструмент рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки.
Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями.
Публикация «Формирование графомоторных навыков» размещена в разделах
Понятие графомоторный навык включает в себя : способ удержания карандаша, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Исходя из психологической структуры любой графической деятельности, графомоторные навыки формируются в тесной зависимости от следующих. факторов: зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно-моторных координаций.
Графомоторные навыки включают в себя :
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Зрительное восприятие представляет собой формирование в голове ребенка тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами (я увидел, я опознал, я понял). Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, различения и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов.
Задания для развития зрительного восприятия:
«Что изменилось?»
Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
«Найди ошибку»
Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
«Найди отличия»
Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. «Спрятанные изображения» Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
«Зашумленные изображения»
Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать. Как мы помним, кроме зрительного восприятия, на формирование графомоторных навыков влияет такой фактор, как произвольная графическая активность.
Произвольность - сознательная саморегуляция поведения, осознание своих действий. Зрительно-моторные координации - координированные согласованные движения, осуществляемые под контролем зрения. Это важнейшая функция, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимых для овладения чтением и письмом.
Формирование графического навыка основывается на определенных принципах обучения.
Принцип наглядности, особенно важный в обучении графическим навыкам, обеспечиваю демонстрацией процесса письма на доске, применением таблиц, трафаретов и других пособий.
Для автоматизации графомоторных навыков большое значение имеет принцип повторности, который осуществляется в основном в упражнениях. При этом упражнения должны быть сознательными, посильными, разнообразными и эффективными. Например, при работе со штриховкой к различным видам штриховки возвращаемся постоянно, постепенно отрабатывая каждый вид.
Обучая детей графическим навыкам, помним о принципе учета индивидуальных особенностей: учитывать особенности зрения детей (дальнозоркие, близорукие, отмечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подергивание руки и др.).
Этапы формирования графического навыка
1. Учимся правильно сидеть
2. Учимся правильно держать карандаш и бумагу
3. Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные,
4. Учимся рисовать наклонные параллельные линии
5. Учимся рисовать круги и овалы
6. Учимся рисовать зигзаги
7. Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводится ограничительная линейка-строка)
8. Знакомимся с печатными буквами и учимся писать их правильно.
При развитии графо-моторных навыков, мы ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка правильно держать карандаш, проводить различные линии по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, учить работать, соблюдая правильную осанку.
Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;
- произвольной графической активности;
- зрительно-моторной координации.
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).
«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.