Лучший педагог года

«Фонема [Ц], развитие семантического поля «цветок»

Оксана Мальцева
«Фонема [Ц], развитие семантического поля «цветок»

ТЕМА: «Звук Ц, буква Ц»

ЦЕЛИ:

1. Образовательная:

Знакомство со звуком Ц, буквой Ц.

2. Коррекционная:

Развитие семантического поля слова «ЦВЕТОК».

3. Воспитательная:

Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Таблица артикуляторно- акустического образа звука.

2. Набор пособий для логопедической зарядки.

3. Слоговая таблица «Цветок».

Публикация «„Фонема [Ц], развитие семантического поля „цветок“» размещена в разделах

4. Сюжетная картинка «Семья».

5. Пособия для звукового анализа.

6. Игра «Найди родственников».

7. Карточки с гимнастиками для развития мелкой моторики «Пекарь», общей моторики «Мельница»

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент:

Посмотрите на картинку и скажите, кто изображён на ней. (На картинке семья)

2. Задание на развитие умения подбирать синонимы:

- Как всех можно назвать одним словом? (Семья, родственники, семейство, домочадцы, семейный круг).

- Измените слово так, чтобы появился звук Ц. (Папа – отец, брат -

…, сестра -)

3. Упражнение на развитие пространственного гнозиса:

- Кто находится справа, слева, под …

4. Сообщение темы:

- Сегодня мы вместе с семьёй Цветковых познакомимся с новым звуком Ц и буквой Ц.

5. Развитие мелкой моторики :

- Утром, чтобы чувствовать себя бодро, в семье Цветковых делают зарядку. Проведёт её отец и расскажет о семье.

Этот пальчик – дедушка (загибают большой палец)

Этот пальчик – бабушка (указательный палец).

Этот пальчик – папа (средний палец)

Этот пальчик – мама (безымянный палец)

Этот пальчик – Я (мизинец)

Вместе дружная семья.

6. Упражнение на закрепление в изолированном виде звука Ц

- Сегодня в семье Цветковых праздник.

Какой праздник отмечали мы недавно? (8 Марта)

- Мужчины встали первыми, чтобы приготовить сюрприз своим женщинам.

- Дедушка сказал тише Ц-Ц…

- Давайте тоже скажем тихо, произнесём звук Ц, приложив палец к губам и посмотрев друг на друга.

7. Анализ артикуляции звука Ц.

- Младший брат ещё не учится в школе и не знает ничего о звуках.

- Давайте расскажем ему, как у нас работают губы, зубы, язык, какая воздушная струя…

План анализа артикуляции на доске.

8. Характеристика звука Ц.

- Дайте характеристику звуку Ц (Звук Ц согласный, глухой, твёрдый (обозначается синим цветом)

Почему звук Ц согласный? (ответ)

Почему звук Ц глухой? (ответ …)

9. Связь звука с буквой

- Звук Ц на письме обозначается буквой Ц.

- Обратите внимание на кассу букв. Где стоит буква Ц?

- Над, под, за, между какой буквой стоит буква Ц?

10. Упражнение на развитие общей моторики

- В семье мужчин зовут Егоры, послушайте, что вам расскажет младший Егорка.

«Три Егора»

На горушке (Поднимите руки вверх, изобразите полукруг)

Три (Большой палец правой или левой руки соедини с

мизинцем, остальные подними вверх)

забора, (Руки держите перед собой, пальцы разведите в стороны)

Три (Большой палец правой или левой руки соедини с

мизинцем, остальные подними вверх)

избушки, (Соедините концы пальцев вместе, изобразите крышу

избушки, поднимите руки вверх)

Три (Большой палец правой или левой руки соедини с

мизинцем, остальные подними вверх)

Егора (Руки опустите вниз вдоль туловища)

Справа – дедушка Егор, (Сделать шаг вправо и руки вправо, левую

ногу приставьте и руки опустите)

Слева – дядюшка Егор, (Сделать шаг влево и руки влево, правую

ногу приставьте и руки опустите)

А у среднего забора (Сделайте полунаклон туловища вперёд, руки от груди разведите в стороны)

Не Егор, (Поворачивать голову в стороны)

А пол Егора, (Руки вытяните вперёд на уровне пояса ладонями

вниз)

Потому что он пока (Походите на месте)

От горшка два вершка (Сделайте полунаклон туловища вперёд,

Держа полусогнутые в локтях руки на

уровне пояса ладонями вниз)

11. Гимнастика для глаз

По верхним углам стен развешены иллюстрации.

- Найдите глазками семью, которая отдыхает, обедает, готовит обед.

12. Упражнение на закрепление умение читать слоги

- Дедушка подарил женщинам цветы

- Помогите собрать цветок из лепестков, чётко проговаривая звук Ц

на лепестках написаны гласные буква, а в середине листа буква Ц.

Чтение хором, вразброс

- Что собрали из лепестков? (Из лепестков собрали цветок)

13. Задание на развитие умения читать слова

1) Игра «Найди родственников»развитие языкового чутья. Логопед читает, дети выбирают родственные слова к слову цветок. Слова: цветут, ветви, цветник, цвести, цветовод, молодцы, цветник.

2) Чтение родственных слов

- Посмотрите какое дерево, а на его ветвях родственные слова к слову цветок.

- Давайте прочитаем эти слова

Игра «Дерево родственных слов».

Дерево родственных слов могут изображать картинка, игрушка, макет из фанеры или природного материала или природного материала, схема. У него должны быть крона, ствол и корни в корень дерева кладется карточка с четким коренным составом (цветок, на кроне размещаются карточки с родственными словами: цветик, цветник. цветовод,цветут.

3) Объяснение значений слов.

Цветник – место, где посажены цветы, клумба.

Цветовод – человек выращивающий цветы.

14. Закрепление умения работать с деформированной фразой

- Мама Цветковых – цветовод. Она работает в цветнике.

Помогите малышу рассказать о цветах мамы. Он написал слова в тетради, а предложение составить не может.

1) Чтение слов:

ЦВЕТУТ

ЦВЕТЫ

ЦВЕТНИКЕ

В

2) Составить предложение из данных слов

ЦВЕТУТ ЦВЕТЫ В ЦВЕТНИКЕ (на доске)

- Что в предложении ещё неправильно? (Предложение должно начи-наться с большой буквы, и заканчиваться точкой)

3) Анализ предложения и графическая запись

15. Итог

- Над каким звуком работали на занятии?

- Дайте характеристику звуку Ц.

- Какой буквой на письме мы обозначим звук Ц.

- Вспомните родственные слова к слову ЦВЕТОК.

- Как надо относиться к окружающей нас природе? Почему?

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Звук и буква А» Конспект фронтального занятия с детьми старшей группа Тема: Звук и буква А Цели занятия: - познакомить детей со звуком А - познакомить.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Фонема [Ц], развитие семантического поля «цветок»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 12:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД