Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народные игры

Олеся Маслакова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народные игры

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества. Без этого он – засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский

Задачами дошкольного образования являются объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; а также формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народные игры» размещена в разделах

Деятельность МБДОУ ДС №31 «Журавлик» Старооскольского городского округа направлена на своевременное и полноценное творческое и психическое развитие и воспитание личности детей дошкольного возраста.

Основные задачи педагогического коллектива связаны не только с подготовкой детей дошкольного возраста к усвоению учебного материала, но и их раскрепощением, определением талантов и потенциальных возможностей в различных сферах, содействием развитию духовно-нравственной сферы личности.

Духовно-нравственное воспитание с раннего возраста благоприятно влияет на многие стороны взаимоотношений человека с миром. Здесь можно назвать этическое и эстетическое развитие личности, формирование гражданской позиции и мировоззрения, психическое и эмоциональное становление.

Конкретными целями формирования духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста могут быть названы следующие:

1. Направленность ребёнка на приобщение к нравственным и духовным общечеловеческим ценностям.

2. Развитие на высоком уровне интегративных качеств личности.

3. Сформированность необходимых для дошкольного возраста социально-коммуникативных умений и др.

В духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В данном направлении в детском саду с дошкольниками осуществляется множество мероприятий, ведутся беседы на этические темы, обсуждаются положительные и отрицательные поступки детей.

Важную роль в развитии и нравственном воспитании ребенка выполняет игра – важнейший вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Благодаря игре реализуется потребность ребенка воздействовать на мир, включаться в него, видоизменять и преобразовывать действительность. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [2, с. 33].

Игра, прежде всего, связана с песней, танцем, сказкой, загадками, пословицами, скороговорками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.

Для детей младших групп наиболее актуальными являются подражательные, хороводные игры, игры с преследованием. Для средних групп актуальны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старших и подготовительных групп – сидячие, игры с диалогом. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как детям сложно координировать свои движения без наглядной модели поведения.

Народные игры, используемые в практике дошкольной организации для занятий с детьми можно разделить на группы [1, с. 170] :

1. Игры, отражающие отношение человека к природе, в которых воспитывается доброе отношение к окружающему миру. Здесь могут выступать примерами такие игры, как «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Кот и мыши», «Коршун и наседка», «Стадо», «У медведя во бору», «Лягушата» и др.

2. Игры быта русского народа, в которых отражаются повседневные занятия наших предков. Здесь могут выступать примерами такие игры, как «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Каравай», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи» и др.

3. Игры, в которых надо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. Здесь могут выступать примерами такие игры как «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишки», «Третий – лишний», «Лапта», «Котлы», «Отгадай, чей голосок» и др.

4. Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех, эти игры у старших дошкольников самые любимые – «Перетяни канат», «Бой петухов», «Тяни в круг», «Бои на бревне», «Тяни в круг» и др.

Литература

1. Ольнова Ж. А. Приобщение дошкольников к народной культуре посредством подвижных народных игр // Череповецкие научные чтения - 2015. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях / Отв. ред. Н. П. Павлова. – Череповец : Череповецкий государственный университет, 2016. – С. 169-172.

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народные игры
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 19:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД