Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ»

Юлия Садыкова
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Введение в ДПИ»

Уровень - начальный

Направленность - художественная

Возраст учащихся - 6-14 лет

Срок реализации – 3 недели

Садыкова Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Арзамас

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка….…. 3

Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа „Введение в ДПИ“» размещена в разделах

Планируемые результаты освоения программы…. …. 4

Содержание программы…. 5

Учебный план…. 6

Учебно-тематический план…6

Календарный учебный график …. 7

Форма аттестации и оценочные материалы…. …. 8

Организационно-педагогические условия …. 8

Список литературы…. …. 9

Приложения …. 10

Пояснительная записка

Занятия декоративно-прикладным искусством занимают особое место в развитии и воспитании детей, содействуют развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами, формируется интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе использования традиционных и нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства у детей развиваются не только художественные способности, но и коммуникативные навыки. Использование разнообразных техник в творческой деятельности, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ» имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет создать условия для творческого развития личности ребенка, видеть и понимать красоту окружающего мира. Это воспитание культуры чувств, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности.

Уровень программы – начальный.

Новизна программы заключается в том, что занятия строятся по принципу ненавязчивого вовлечения в творческую деятельность ребенка. Таким образом получается сформировать устойчивый интерес к декоративно - прикладному искусству через интересные средства познания окружающего мира, через техники создания изделий декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что знакомясь с декоративно - прикладным творчеством, дети не только проявляют себя как творческие личности, но и приобретают необходимые в жизни умения и навыки, развивают мелкую моторику. Также, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, которая оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Изучая виды декоративно-прикладных искусств, дети могут реализовать свою творческую индивидуальность.

Цель данной программы – создание условий для устойчивого интереса к творческой деятельности учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, знакомство с основными техниками декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы :

образовательные:

Обучить навыкам рисования различными техниками изобразительной деятельности;

Обучить навыкам лепки в технике пластилинография;

Познакомить с видами декоративно-прикладного искусства и изучить виды народных промыслов.

воспитательные:

Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

Прививать культуру межличностных отношений.

развивающие:

1. Развивать индивидуальные способности детей к творческому подходу к работе;

2. Развить творческие способности детей, их фантазию, сенсорную и эмоциональную сферы, терпение, усидчивость, аккуратность и трудолюбие на занятиях.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она, являясь краткосрочной, позволяет учащимся познакомиться с основными видами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы, с 6 до 14 лет.

Форма обучения – очная, дистанционная. Состав группы постоянный. Набор в объединение проводится по желанию детей. Занятия проводятся по группам, которые формируются соответственно возрасту учащихся, на базе образовательных организаций города.

Формы проведения занятий: групповые занятия, дистанционные занятия.

Программа предусматривает входящую диагностику (Приложение 1,2, которая проводится в виде тестирования (тестирование может проводиться как в очном формате, так и в дистанционном). По итогам работы баллы суммируются, определяется уровень знаний, умений и навыков детей по следующей формуле:

УРОВЕНЬ = (количество верных ответов (сумма баллов))/ (общее @количество вопросов в тесте) x 100 %

Высокий уровень - 71-100%.

Средний уровень - 41-70% .

Низкий уровень - до 40%.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы :

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа является краткосрочной, рассчитана на 18 часов обучения, 2 раза в неделю по 3 часа.

Планируемые результаты освоения программы.

По итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в ДПИ» учащиеся:

1. Получат навыки рисования и овладеют различными техниками изобразительной деятельности;

2. Будут обладать навыками лепки и пластилинографии;

3. Получат представление о видах декоративно-прикладного искусства, изучат виды народных промыслов;

4. Разовьют умение работать в коллективе, научатся самостоятельно принимать решения и взаимодействовать друг с другом;

5. Разовьют мелкую моторику, творческое мышление, фантазию и воображение;

6. Разовьют усидчивость, терпение, трудолюбие.

3. Содержание программы.

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1. Знакомство педагога с детьми. Вводная беседа о разнообразии техник декоративно-прикладного искусства. Традиционные и креативные виды декоративно-прикладного творчества. Правила поведения и техника безопасности на занятиях, режим работы. Игры на знакомство.

Теория: Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.

Практика: Игра на знакомство «Кто сидит справа?», «Чей голос?». Рисунок на тему «Моя любимая игрушка». Диагностика способностей, умений и навыков.

Раздел 2. Живопись.

Тема 1. Нетрадиционная живопись.

Теория: Понятие и виды нетрадиционной живописи (монотипия, набрызгивание, рисование мыльными пузырями, живопись сухой кистью, нитками и т. д.). Особенности техник и их приемы. Выражение чувств, художественного образа различными способами.

Практика: Рисование цветов, зверей, насекомых, абстракции в технике «монотипия».

Тема 2. Декоративная роспись.

Теория: Знакомство с видами росписи - Городецкая роспись, Гжель, Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская роспись игрушек. Показ мультимедийной презентации «Отличительные признаки Городецкой, Хохломской и Дымковской росписи». Показ образцов. Основные мотивы: травка, цветы, ягоды, птицы. Основные элементы письма. Особенности цветового решения. Основы композиции.

Практика: Декоративная хохломская роспись «Цветы» - композиция в круге.

Раздел 3. Лепка.

Тема 1. Пластилинография.

Теория: Понятие пластилинографии. Последовательность выполнения рельефной работы, работа стекой. Понятия «объем» и «рельеф». Свойства пластилина, его пластические возможности. Последовательность выполнения элементов картины.

Практика: рельефная композиция на картонных дисках «Осенний сад», «Зимний Сад» «Весенний букет», «Ёжики», «Городок» и т. д.

Раздел 4. Аппликация.

Тема 1. Знакомство с понятием аппликация.

Теория: Ознакомление с разными техническими приемами работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание).

Практика: Создание сувенира «Лягушка» в технике оригами. Создание сувенирных фигурок «Гусеничка» из полосок бумаги.

Раздел 5. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в декоративно – прикладное искусство».

Практика: создание коллективной работы с использованием изученных ранее техник ДПИ.

4. Учебный план.

№ п/п Раздел программы Количество часов

1. Вводное занятие 3

2 Живопись 6

3. Лепка 3

4. Аппликация 3

5. Итоговое занятие 3

Итого: 18

*В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (пожара, наводнения, террористической угрозы, пандемии и т. д.) данная программа может быть реализована с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. При условии изменения в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы до 50% от общего объема учебных часов форма реализации программы не изменяется. Корректировка учебного плана осуществляется в соответствии с Приложением 1 к рабочей программе.

5. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел программы и темы занятий Всего часов В том числе

Форма контроля (аттестации)

Теория Практика

I. Вводное занятие. 3 1 2 тестирование

II.

1.

2. Живопись.

Нетрадиционная живопись.

Декоративная роспись. 6

3

3 2

1

1 4

2

2 Показ образцов

Выставка

III

1. Лепка.

Пластилин. Пластилинография. 3 1

2

Устный опрос

Выставка работ

IV.

1. Аппликация.

Знакомство с понятием аппликации. 3 1

2 Викторина

Выставка работ

V. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация 3 3 Тестирование

ИТОГО: 18 5 13

6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Введение в ДПИ"

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май июнь июль август Кол - во недель Кол - во часов Кол - во групп

Группа 1,2,3 Группа 4,5,6 Группа 7,8,9 Группа 10,11,12 Группа 13,14,15 Группа 16,17,18 Группа 19,20,21 Группа 22,23,24 Группа 25,26,27 36 18 27

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3

3 3 3 3 3 3 3 3 3

Условные обозначения:

- комплектование образовательного объединения;

- занятия по расписанию;

- аттестация учащихся;

- каникулярный период.

7. Форма аттестации и оценочные материалы.

Форма проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в ДПИ» - тестирование. Тестирование включает в себя 10 вопросов (Приложение 3, касающихся изученного материала. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, не правильный 0 баллов. Максимальное количество 20 баллов.

Уровень ЗУН учащегося определяется путем суммирования общего количества баллов за выполнение:

Уровень ЗУН =кол-во баллов (тест - е) Х 100%

максимальное кол-во баллов

Высокий уровень - 71-100%.

Средний уровень - 41-70% .

Низкий уровень - до 40%.

Полученные результаты фиксируются в протоколе. (Приложение 4)

8. Организационно-педагогические условия.

Учебно - методическое обеспечение.

Для эффективной реализации программы в основу ее построения заложены следующие методы организации учебно-воспитательного процесса: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский.

Методическое обеспечение осуществляется педагогом: книги, журналы, карточки, схемы, эскизы, образцы, технологии изготовления.

Занятия проводятся на базе общеобразовательный учреждений города Арзамас.

1. Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям.

2. Мебель:

- столы, стулья в необходимые для размещения учащихся;

- мебельная стенка для демонстрации наглядных пособий, образцов, лучших работ.

3. Материалы - клей, бумага, краски, карандаши, ластики, нитки, альбомы для рисования, пластилин, стеки, доски для лепки, коврики, стаканчики – непроливайки, кисти, салфетки.

4. Оборудование и инструменты: ножницы, линейки, карандаши.

9. Список литературы.

1. Андреева, А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг / А. Андреева. - М. : Паритет, 2014.

2. Вилер, У. Декоративные цветы по работам М. П. Вернейя / У. Вилер. - М. : Магма, 2014.

3. Гизе, М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII-начала XX века / М. Э. Гизе. - Л. : Ленинградский Университет, 2017.

4. Дулькина, Т. И. Керамика гжели / Т. И. Дулькина. - М. : Художник РСФСР, 2017.

5. Можаева, Е. М. Русские игрушечные кони / Е. М. Можаева. - М. : Советская Россия, 2018..

10. Рождественская, С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С. Б. Рождественская. - М. : Наука,2014.

11. Романенко, А. Музей прикладного искусства и быта XVII века. 22 открытки / А. Романенко. - М. : Изобразительное искусство, 2018.

12. Соловьев, В. Я. Игрушка народов СССР / В. Я. Соловьев, Н. И. Лукьянчук. - М. : Загорск, 2017.

13. Якимчук, Н. А. Искусство Гжели / Painted pottery from Gzhel / Н. А. Якимчук. - М. : Советская Россия, 2015.

14. Фокина Л. В. Орнамент. -Ростов н/ Д: Феникс, 2007

15. Алексахин Н. Н. : Художественные промыслы России. -М. :Народное образование, 2005.

16. Сост. Осадчук: Праздник оригами. -Киев:Центр оригами Украины, 2004.

https://tratatuk.ru/applikatsii/applikatsii-dlya-detej.html

https://www.liveinternet.ru/users/5031314/post452114700/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/10/narodnye-promysly

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/48791-konspekt-obrazovatelnoj-dejatelnosti-po-lepke

https://www.maam.ru/detskijsad/narodnye-promysly-rosi.html

Литература для детей:

Берлина М. А. «Игрушечки» - М. : «Культура и традиции», 2015

Журналы «Я дизайнер».

Пластилиновая лаборатория Чевостика.

Приложение 1

Вопросы для входящей диагностики учащихся.

Выберете один правильный ответ.

Сколько цветов в радуге?

А) 7

Б) 5

В) 6

2. Как называется предмет, с помощью которого на пластилине можно наносить узор?

А) Карандаш

Б) Палочка

В) Стек

3. Какими красками можно рисовать?

А) Гуашь

Б) Акварель

В) И теми, и другими

4. Присутствует ли в радуге синий цвет?

А) Да

Б) нет

5. Сколько основных цветов, из которых можно получить все остальные?

А) Два

Б) Три

В) Пять

Приложение 2

Протокол входящей диагностики учащихся

Образовательное объединение «Введение в ДПИ» Педагог Садыкова Ю. А.

Группа №___ Дата проведения___

Форма проведения – тестирование (Максимальное количество баллов – 10. Правильный ответ- 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов)

Уровень ЗУН = кол-во баллов (тестирование) Х 100%

10

п/п

ФИ учащегося Общее количество баллов

%

Уровень ЗУН Результат

освоения программы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Педагог ___ /___ ___

ФИО подпись дата

Приложение 3.

Вопросы для аттестации

по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в ДПИ».

Выберете один или несколько из предложенных ответов на вопрос, которые являются правильными.

Присутствует ли в радуге коричневый цвет?

А) Да

Б) Нет

2. Сколько всего цветов в радуге?

А) 3

Б) 5

В) 7

3. Как называется вид декоративно-прикладного искусства, в котором роспись на предметах осуществляется в бело-голубых тонах?

А) Хохлома

Б) Гжель

В) Дымка

4. Как называется декоративно – прикладное искусство складывания бумаги в различные фигурки, зародившееся в Японии?

А) Аппликация

Б) Оригами

В) Лепка

5. Как называется искусство изготовления плоских ил объемных композиций из скрученных в спиральки из узких и длинных полосок бумаги?

А) Аппликация

Б) Оригами

В) Квиллинг

6. Инструмент для создания узоров на пластилине?

А) Стек

Б) Краски

В) Альбом

7. Какой цвет получится, если смешать желтую краску с синей?

А) Голубой

Б) Зеленый

В) Красный

8. Можно ли лепить из теста?

А) Да

Б) Нет

9. Как называется старинный народный промысел, зародившийся в селе Хохлома?

А) Жостовская роспись

Б) Хохломская роспись

В) Гжель

10. Чем можно рисовать?

А) Штамп

Б) Краски

В) Мел

Приложение 4

Протокол аттестации учащихся

по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Образовательное объединение «Введение в ДПИ» Педагог Садыкова Ю. А.

Группа №___ Дата проведения___

Форма проведения – тестирование (Максимальное количество баллов – 20. Правильный ответ- 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов)

Уровень ЗУН = кол-во баллов (тестирование) Х 100%

10

п/п

ФИ учащегося Общее количество баллов

%

Уровень ЗУН Результат

освоения программы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Педагог ___ /___ ___

ФИО подпись дата

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 12:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД