МААМ-картинки

Доклад на тему «Художественно-эстетическая деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей в ДОУ»

Елена Горбунова
Доклад на тему «Художественно-эстетическая деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей в ДОУ»

В настоящее время все чаще говорится о проблеме одаренности. Раннее выявление, а затем обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. А создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Если будет недостаточно внимания уделяться развитию творческого потенциала у детей, то это может привести наше общество к культурному упадку и духовному обнищанию. Поэтому, наше общество нуждается в неординарных творческих личностях.

Публикация «Доклад на тему „Художественно-эстетическая деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей в ДОУ“» размещена в разделах

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей. Раннее выявление одаренных детей часто происходит в дошкольных образовательных учреждениях. Для развития одаренности необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изобразительной деятельности и т. п.) и родителей. Способности вырастают и развиваются при одном условии, если деятельность, которой занимается ребёнок, связана с положительными эмоциями, приносит радость и удовлетворение. Раннее развитие способностей ребенка существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению у ребенка уверенности в своих силах.

Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. А при ограничении их активности у них могут наблюдаться негативные реакции невротического характера. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас и их умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Одаренность у детей проявляется в разных областях. В дошкольном возрасте художественно-эстетическая деятельность считается одной из ведущей деятельностью для развития творческой одаренности детей. Через организацию этой деятельности решается ряд задач развития одаренности. Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения. Оно является незаменимым инструментом развития культурной личности, способной к самовыражению и индивидуальной художественно-творческой деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием музыкального, литературного произведения или произведения изобразительного искусства. Поэтому, особое внимание нужно уделить такому понятию, как «восприятие». Каждый ребенок по-своему воспринимает художественные образы, соотносит их со своим личным опытом и обогащает их собственным воображением. Организуя художественно-эстетическую деятельность, необходимо использовать принцип интеграции, который способствует более эффективному развитию ребенка. На основе интегрированного подхода можно определить путь художественно-эстетического развития и творческой одаренности : от организации деятельности через включение художественного опыта к созданию творческого продукта. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Для общения с миром прекрасного, необходимо максимально использовать возможности детей. Используя интегрированный подход, художественно-эстетическую деятельность можно представить такими направлениями: музыкальное, художественное, литературное и познавательно-исследовательское. Музыкальное направление – это слушание классических образцов и проведение вокально-хороводной работы. Художественное – создание различных продуктов деятельности по мотивам увиденного и услышанного с использованием различных техник. Литературное – знакомство детей с творчеством народно-прикладного искусства, художников, поэтов, писателей. Познавательно-исследовательское – игровые и творческие задания, экспериментирование, исследовательские проекты.

Работая с одаренными детьми, необходимо создать условия для реализации их творческих способностей. Среда, в которой одаренность могла бы актуализироваться, должна иметь следующие особенности:

- высокую степень неопределенности и потенциальную многовариативность (неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения);

- предметно-информационное обогащение среды предполагает наличие доступного и разнообразного материала для его различного использования;

- активизацию трансформационных возможностей, т. е. предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным преобразованиям;

- гибкость в использовании средств, материалов и времени (предполагает предоставление детям возможности самим ставить задачу, выбирать время и способы ее решения);

- сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами (одаренного ребенка нужно развивать не только в индивидуальной, но и в коллективной деятельности).

На основании психолого-педагогических характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

- вовлечение детей в свободные игры со сверстниками;

- моделирование для детей ситуаций незавершенности;

- вовлечение детей в специфические детские виды деятельности (предметные игры, конструирование, лепка и др.);

- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

- использование в обучении детей провокационных вопросов (постановка проблем, для устранения которых нет известных средств);

- предоставление детям возможности осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов взрослой креативности;

- обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми;

- стимулирование самостоятельности детей, формирование за свое поведение;

- использование аргументированной оценки для анализа действий;

- создание атмосферы взаимопонимания и возможности творческого использования знаний.

При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об организации соответствующей развивающей среде и поддержке одаренных детей со стороны взрослых.

В нашем дошкольном учреждении для дополнительной работы по художественно-эстетическому воспитанию ведется общеобразовательная услуга «Удивительный мир». Целью этой услуги является формирование и развитие интереса к миру искусства с использованием интеграции всех видов художественно-эстетической деятельности. Решаются следующие задачи: создание условий для индивидуального развития способностей ребенка; развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления; формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах. Сущность художественно-эстетического воспитания детей – это сложный многоуровневый процесс, направленный на формирование потребности не только к активному и осознанному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности. Таким образом, художественно-эстетическая деятельность формирует креативную, творческую личность, необходимую для нашего общества.

Публикации по теме:

План-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группыПлан-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группы .

Создание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 летСоздание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 лет Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня мой рассказ об опыте работы с детьми по созданию коллекций детской одежды для бумажных.

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе»Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Художественно-эстетическая деятельность в средней группе на тему «Весна»Художественно-эстетическая деятельность в средней группе на тему «Весна» Всем коллегам и просто пользователям моего любимого Всероссийского образовательного портала" Маам" добрый вечер. Спешу поделится с Вами.

Образовательная Деятельность по художественно-эстетическому развитию (конструирование) на тему: «Цветущий кактус». Задачи: 1. Формировать у детей умение создавать объемную поделку «Кактус», используя природный и бросовый материал, 2. Способствовать развитию.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет)Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет) Всем известно, что творчество играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. В каждом ребенке обязательно скрыт талант,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему «Художественно-эстетическая деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей в ДОУ»
Опубликовано: 21 марта 2020 в 18:03
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД