Папки-передвижки

Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе

Инна Фурман
Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе

Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.

ЕГЭ по литературе - один из самых сложных экзаменов. Готовить детей к его сдаче - очень тяжёлая задача для учителя-словесника. Как показывает опыт преподавания, многие ученики, лишь начиная готовиться к ЕГЭ по литературе, осознают, что их задача - не просто освоить ряд значимых произведений, содержащих важные мысли, но и постичь азы особой науки, занимающейся анализом художественных текстов. Наука эта называется литературоведением и включает в себя три направления: теорию литературы, историю литературы и литературную критику. Обычно на школьных занятиях основное внимание уделяется критическому, оценочному анализу. Ученики, как правило, достаточно легко рассуждают о роли того или иного текста в творчестве писателя, об эстетической ценности произведения, о его месте в литературной жизни эпохи и значении для последующих эпох. А вот увидеть, как выстроен художественный текст, выпускники зачастую не умеют. Причём даже знакомые с терминологией курса теории литературы учащиеся не могут связать знание теоретического материала с конкретными произведениями. А ведь именно данный аспект проверяет ЕГЭ в первую очередь.

Публикация «Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе» размещена в разделах

Наиболее сложным процессом при подготовке к экзамену, на мой взгляд, считается анализ лирического текста. Мне очень помогает в этом имманентный анализ лирического текста. Изучив теорию имманентного анализа, апробировав на практике, я разработала свою версию, схему имманентного анализа стихотворения. Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность.

Для авторов Толкового словаря русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова «имманентный» - «присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий». В литературоведении всегда подчёркивалось, что имманентность определяется независимостью от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.

Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному : имманентный направлен на сам текст, контекстуальный – на обнаружение внешних контекстов. В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.

Приведу пример имманентного анализа стихотворения Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я».

Произведения Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все также прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма. В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ (предметы интерьера, я, бабочка (живые существа, море, небо, простор (символы вечности). Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она будто уводит читателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов (я – бабочка, однако это может быть расценено и как уподобление (я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты : пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире. Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором: порхать – жить, веселиться; трепетать – переживать, любить, страдать; шуршать – работать.

Весьма интересно представлено в стихотворении пространство: от описания интерьера к космосу, вечности. В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия (простор пустынный, что создаёт впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырёхстопный ямб.

При подготовке к ЕГЭ по литературе необходимо нацеливать учащихся смотреть на тексты взглядом исследователя: читать их, анализировать с помощью определённых приемов, давать краткие ответы на конкретные вопросы и писать сочинения.

Необходимо рассматривать художественные тексты как с точки зрения их содержания, так и с точки зрения формы, научиться свободно определять стихотворный размер, которым написано то или иное лирическое произведение, и ориентироваться в средствах художественной выразительности, используемых в эпических и драматических текстах. Эти умения пригодятся и при ответах на задания теоретического характера и при работе над творческими заданиями.

Список литературы :

1. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста.

2. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

3. Текст стихотворения И. Бунина «Настанет день - исчезну я».

Прикреплённые файлы:

listok_djhe6.pptx | 7676,38 Кб
 
Публикации по теме:

Элемент оформления цветника на подоконнике в группе «Озеро с мостиком»Элемент оформления цветника на подоконнике в группе «Озеро с мостиком» Воспитатели и дети готовятся к конкурсу «Цветник на подоконнике», который проведут среди групп в ДОО. У каждой группы свои идеи и сюжеты.

«Зимняя полянка». Элемент зимнего оформления природного уголка«Зимняя полянка». Элемент зимнего оформления природного уголка «Зимняя полянка». Элемент зимнего оформления природного уголка. Добрый день, дорогие гости и друзья моей странички! С наступлением зимы.

Хороводные игры, как обязательный элемент прогулкиХороводные игры, как обязательный элемент прогулки Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один народный праздник. Хороводы, в основном, водили девочки, девушки.

Конспект урока по литературе и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар» Конспект урока по литературе/ Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар». Преподаватель литературы и русского языка Евстигнеева Людмила Александровна.

Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оптимизация предметно.

Пособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подходаПособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подхода Приходя в детский сад, ребёнок учится делиться с другими игрушками, договариваться о выборе места игры и самой игры, овладевает навыками.

Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.

Ростовая кукла, как элемент новизны на ООД с детьми раннего возрастаРостовая кукла, как элемент новизны на ООД с детьми раннего возраста Никитина Елена Геннадьевна воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Большеустьикинское Мечетлинский район Республики Башкортостан Ростовая.

Тропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времениТропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времени Уважаемые, коллеги!Скоро закончится учебный год и начнётся лето, прекрасная пора отдыха. Но наша с вами работа не заканчивается никогда.

Зимняя веточка. Элемент новогоднего декора в помещенииЗимняя веточка. Элемент новогоднего декора в помещении Бумажные салфетки – уникальный и доступный материал для творчества. С помощью салфеток можно сделать оригинальную поделку или создать элемент.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе
Опубликовано: 5 января 2021 в 13:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД