мария скворцова
Особенности работы с детьми с ОВЗ. Опыт работы
В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. Поэтому стало уделяться большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день их насчитывается более двух миллионов. Несмотря на мой небольшой опыт работы в начальных классах, мне тоже пришлось столкнуться с этой проблемой. Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет специфические особенности, а характер усвоения учебного материала данной категорией учащихся несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников.
Публикация «Особенности работы с детьми с ОВЗ, Опыт работы» размещена в разделах
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития и другими комплексными нарушениями психофизического развития. В моем классе есть ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата (ребенок-инвалид) и дети с задержкой психического развития. Педагог, обучающий детей с ОВЗ, обязательно должен понимать, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Поэтому он должен обладать качествами, присущи заботливым родителям. Взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, он выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Учитель должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия, различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса.
В образовании применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Я хотела бы остановиться на инклюзивном образовании. Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
В современных условиях, когда дети с различными формами ЗПР обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах и классах, вместе с их нормально развивающимися сверстниками, необходим качественно новый подход к их обучению. В классах с детьми ОВЗ нужно стараться использовать больше игровых методов и форм на уроках. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно быть умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Также важным является частое переключение с одного вида деятельности учащихся на другой, при этом используя работу с учебником, с приложениями, заполнение схем и рисунков.
Для эффективного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо на каждом уроке повторить ранее пройденную тему. Новый материал преподносится небольшими частями. Работа с данной категорией детей показали мне, что необходимо использовать на уроках окружающего мира и литературного чтения большое количество красочного дидактического материала (наглядных пособий, презентаций, натуральных объектов). Так ребенок лучше запоминает и на следующее занятие в точности все воспроизводит. В конце каждого урока желательно проверять с помощью различных методов и приемов освоение нового учебного материала.
Для того, чтобы было легче контролировать работу детей с ОВЗ, надо посадить их за первые парты, как можно ближе к учителю. Учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо посадить на тот ряд и за ту парту, которые позволяют ученику свободно стоять и выходить из-за парты. Чтобы предотвратить наступление утомления, надо использовать разнообразные средства – чередовать умственную и практическую деятельность.
Исходя из опыта и особенностей изучаемых детей, я пришла к выводу, что на уроках и при выполнении домашнего задания необходимо использовать задания, направленные на развитие мелкой моторики учащихся. Этому способствует работа с пластилиновыми моделями, которые выполняют учащиеся. Такая работа помогает развивать восприятие, повышает интерес учащихся к уроку.
Так как я работаю с детьми, имеющими задержку психического развития, одна из моих задач – найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Особенно большое внимание обращаю на коррекцию личности этих детей. В моем классе у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения. Нелегка работа с этими детьми. В этом мне помогают педагог-психолог и логопед нашей школы.
Причина и следствие, раздражение и реакция у обучающихся с ОВЗ не находятся в необходимом соответствии. По незначительному поводу, из-за маленькой или воображаемой обиды ребенок может иногда проявить агрессивность: плач, крик, попытки ударить обидчика. У некоторых детей реакция носит иной характер: на обиду они отвечают тем, что прекращают общение с детьми. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются игровые ситуации, дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов, игровые тренинги, такие как «Что делать, когда ты злишься?», «Как справиться с упрямством?», «Учимся справляться с гневом», «Учимся понимать чувства других людей», способствующие развитию умения общаться с другими, психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения. Поэтому я организовала экскурсии в различные предприятия города. Мы уже успели побывать в пожарной части, конной полиции и хлебокомбинате. У детей с ОВЗ эти походы вызвали бурное обсуждение и восторг. Так же моим детям нравятся занятия внеурочной деятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?», где мы обсуждаем и разыгрываем различные ситуации, учимся правильно поступать в той или иной обстановке, тем самым стимулируя познавательную активность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи. Поэтому я стараюсь постоянно поощрять детей за малейшие успехи, корректно делаю замечание, если что-то делают неправильно, поддерживаю их, даю советы, развиваю в них веры в собственные силы и возможности.
Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок - это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать какой груз ответственности он несет за каждого ребенка. Учитель - это призвание, талант, который дан свыше. Формирование личности ребенка - это очень сложный процесс. Но люди, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь.