Получи документы

Для чего дошкольнику игра?

Савкина Валентина Васильевна
Для чего дошкольнику игра?

Для чего дошкольнику игра?

 В каждой книге по педагогике можно прочитать об огромной важности игры в жизни ребенка. Еще Константин Дмитриевич Ушинский говорил о том, что в игре ребенок живет, и эта жизнь оставляет следы глубже, чем жизнь действительная. Так ли все это?

Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности. В своих работах А. П. Усова подчеркивала важнейшую функцию игры, указывала на то, что игры дают возможность организовать не только определенный момент жизни, но и воспитывать самостоятельность, активизируют пассивных, дают возможность выступать в роли лидера, ведущего. Ребенок в игре получает определенный опыт, возможность применять его в своей деятельности, получает некоторые знания и умения. Неоднократно приходилось наблюдать, как ребенок искренне воспринимает игру, как живет в игре, как плачет и не выходит из игры. Однако, для того, чтобы ребенок смог увлеченно и самостоятельно играть, ему надо помочь научиться играть, научиться воображать и фантазировать, манипулировать с игрушками, с предметами — заменителями. Вначале во всех играх педагог принимает самое активное участие, постепенно передает ведущую роль детям, способствует воспитанию самостоятельности, умению самостоятельно строить сюжет и развивать его. Педагог оказывает активное влияние на выбор темы игры различными способами, это может быть подбор определенных игрушек — совместно расставленная посуда по назначению (столовая, чайная, по цветовой гамме, по размеру, кукла с легко одевающейся и снимающейся одеждой может вызвать желание играть в «семью»; наличие различных видов строительного материала и фигурок животных может подтолкнуть к развитию сюжета построения загонов для животных, а если добавить различные машинки, то можно будет строить гаражи и т. д. Включить ребенка в игру, организованную взрослым значительно легче, чем научить его самостоятельно выбирать определенную тему и развивать сюжет. Путь формирования детской игры не должен лежать через назидание и подавление детской инициативы, игру нельзя заменять «действием по инструкции». Наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего дошкольного возраста являются те, которые предполагают активную, вместе проигрываемую деятельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыражение ребенка — это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье. Фрадкина Ф. И. говорила: «Игре надо учить особенно в самом раннем детстве, — об этом следует заявить достаточно смело. Но учить можно по — разному. Нельзя построить эталон — образец, который получится в итоге развития сюжета, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то это не будет игрой — игра превратится в занятие». Детям-дошкольникам требуется время для «вхождения» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в противном случае это приводит к утомлению и взрывной ситуации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельности, и что немаловажно, от результата своей деятельности. А. П. Усова писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны…» Чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным, рекомендуется играть с малышом буквально с момента рождения привлекая его внимание к окружающим предметам, учить его производить элементарные игровые действия «где ушки, ручки, глазки, носик, щечки?», путем показа действий с предметами, со временем подсказыванием сюжетов игр, далее ответов на детские вопросы, помощи в рисовании, возведении конструкций из кубиков. Ушинский К. Д. писал «Игра для ребенка — не игра, а действительность, это универсальное и неотъемлемое право ребенка». У младших дошкольников в развитии детских игр огромную роль играет самостоятельное и организованное наблюдение за трудовой и бытовой деятельностью старших детей и взрослых. Обычно наблюдение строится таким образом, чтобы в центре внимания оказывался тот человек или объект, за котрым ведется наблюдение: в детский сад водитель привез продукты, дворник убирает территорию, медсестра проводит осмотр детей и т. д. Подобные наблюдения помогают перейти от игры с предметом к игре, в которой ребенок выполняет определенную роль. Детям необходимо показывать, как можно использовать в игре полученные знания, переводя на язык игры — выделять и распределять роли, уточнять свои действия согласно выбранной роли, подумать, какие игрушки и предметы нужны для этой игры, предлагается образец составления сюжета игры. Непосредственная эмоциональность взрослого, доверительное отношение к детям, отношение к игрушкам как к партнерам помогает искренне увлечь ребенка, помогает погрузить детей в атмосферу игры, сосредоточиться на самом процессе игры. Дети должны чувствовать искреннее отношение взрослого к ним, тогда будет возможно не только правильное руководство игрой, но и найден путь к сердцу ребенка. Ни в коем случае нельзя допускать такую формулировку, как «Посмотрите внимательно, как я сейчас поиграю, а потом сами будете играть так же…». Если кто из детей остается совершенно равнодушным к происходящему, его необходимо вовлечь, предложить оказать посильную помощь, «покачать куклу, принести ей чай, проверить, не горячий — ли? Или привезти недостающие кирпичи для строительства гаража или замка. Даже совсем маленькие дети замечают отношение взрослых и к игрушкам, и к детям, а потом копируют их, копируют жесты, слова, действия. Подражание становится игровым действием и постепенно перерастает в саму игру. Сюжет, заимствованный у воспитателя становится собственным, может расшириться и вырасти из сюжета — образца, могут добавиться другие игрушки, действия из личных отношений и опыта. Чем шире круг общения со старшими детьми и взрослыми, чем больше информации получает ребенок из внешнего мира, из окружающей его жизни тем насыщеннее игры ребенка, тем шире его активный словарь. В процессе самой игры можно уточнять и расширять полученные знания, усложнять содержание игры, развивать воображение, мышление, обогащать словарь. У младших дошкольников преобладает конкретно — образное мышление, в самостоятельной игре ребенок берет на себя определенный образ, он представляет себя машиной, котенком, щенком, самолетом — больше всего его интересует внешняя сторона игровых действий, связь с замыслом игры не всегда прослеживается. Игрушка является организующим началом игры, играют маленькие дети игрушкой, так же игрушка может быть партнером, в активном действии с игрушкой развивается воображение. При виде игрушки у ребенка возникает желание манипулировать ею, возникает и замысел, и сюжет. Ребенок видит машинку — надо ехать куда — либо, видит кубики — надо погрузить кубики на машину и увезти их, видит чашку — надо сделать чай, видит куклу — надо напоить куклу чаем. В процессе игровой деятельности ребенка с игрушками и предметами проявляется воображение, фантазии, зачастую желаемое выдается за действительное. Детские фантазии могут возникать в определенных ситуациях. Малыши с удовольствием играют предметами — заменителями. (Как — то детям было предложено убрать кубики, один ребенок кубиков из карманов не вынул, а на вопрос: «Почему не убрал?» ответил — «Нету кубиков, это телефон и смартфон»). Дети могут переносить действия с одного предмета на другой. Правильный подбор игрушек, соответствующий возрасту, а также грамотное расположение игрового материала в групповой комнате активизирует игровую деятельность, и способствует развитию самостоятельных игр. У детей младшего дошкольного возраста должны быть яркие, средние и крупные игрушки бытовой направленности (куклы, зайки, мишки которых удобно одевать и раздевать, кормить и укладывать спать, лечить и катать в коляске, должны быть игровые предметы быта: мебель, плита, утюги, планшеты, телефоны, предметы гигиены) и т. д. Они должны располагаться на уровне глаз детей по всей групповой комнате, зонально, чтобы дети могли играть, как индивидуально, так и маленькими подгруппами. Малыши постепенно переходят от индивидуальных игр к играм «рядышком». У всех детей различное восприятие, внимание, память, мышление. На первых порах проводит педагог несложные коллективные игры «едем в автобусе на прогулку в лес» — в первой игре воспитатель берет роль водителя на себя, дети — пассажиры, в последующих играх роли могут распределяться «по очереди», малыши должны испытывать чувство удовольствия от игры и общения с другими детьми. Сюжет игры берется из повседневной жизни, должен быть хорошо знаком маленьким детям. Малышей привлекает доброта, активное участие, стремление принять или пригласить ребенка в свою игру. В своей работе педагог опирается на более активных детей, вовлекая в игру пассивных, «закрытых», уделяя больше внимания тем, кто хуже адаптируется в детском коллективе. Педагог должен четко помнить, что уровень развития игровой деятельности ребенка соответствует уровню развития мыслительной деятельности, если малыш испытывает трудности в игровом общении, трудности в речевом общении, к нему необходимо более пристальное внимание. Основная задача педагога на этом этапе состоит в том, чтоб детей, которые достигли уровня «игры рядом», побуждать играть вместе, формировать и устанавливать дружеские контакты, добиваться согласия в игровых ситуациях, подчиняться определенным правилам игры, расширять активный словарь, обогащать младших школьников знаниями. В конце концов, наступает момент, когда для полноценного умственного развития малыша становятся необходимыми систематизированные и обобщенные знания. Формирование у маленьких детей игровой деятельности осуществляется следующим образом: а) обучение детей игровым способом воспроизводить действительность, воспроизводить знакомые действия; б) предложение сюжета игры, руководство игрой, которая возникает по предложению педагога и по инициативе детей. Из всех приемов категорически исключается любое принуждение. Игра должна способствовать положительным эмоциональным переживаниям, доставлять радость и удовлетворение, в игре ребенок самоутверждается и развивается.

Публикация «Для чего дошкольнику игра?» размещена в разделах

Чтобы сделать окончательные выводы, стоит подробно рассмотреть те моменты, которые вносит игра в жизнь маленького человека.

Игра значительно расширяет детские возможности.

Ребенок еще мал. Многое ему еще не по силам. А как хочется быть сильным, смелым. Игра позволяет мальчику стать героем-защитником, а девочка может примерить роль первой красавицы или знаменитой актрисы. И совсем неважно, что это только игра. Малыш в игре может позволить себе заглянуть в будущее и расширить свои возможности (в реальной жизни он этого сделать пока не может).

Игра помогает управлять собой.

Того, что может делать ребенок в игре, в реальной жизни вы от него можете не добиться. Ни для кого не секрет, что дети крайне подвижны. И сидеть на месте – это для них не всегда выполнимая задача. Но дайте ему в игре роль разведчика или постового, и 10 минут своей неподвижности ребенок вам обеспечит.

Игра дает возможность усвоить нормы поведения.

Разнообразные игры дают возможность дошкольнику сыграть множество интересных ролей: родителя, водителя, продавца, врача, учителя и т. д. Без сомнения, приняв роль, ребенку приходится, вдобавок ко всему прочему, примерить и те нормы поведения, которые присущи его герою. Так, например, он может превратиться в строго учителя, ласковую воспитательницу или внимательного доктора. Примеряя различные образы, ребенок получает образец правильного поведения для разных жизненных ситуаций.

Игра учит общаться.

Мы живем в обществе. Общение для нас имеет большое значение. Насколько удачно будут складываться отношения у ребенка с окружающими, напрямую связано с умением общаться. Только игра ненавязчиво и доходчиво поможет дошкольнику научиться налаживать взаимоотношения со своими сверстниками. Это с родителями или воспитателями ребенок может капризничать и упрямиться. С партнерами по игре малыш себе такого не позволит. Дошкольник прекрасно понимает, что его просто не примут в игру, если он не будет учитывать интересы остальных детей.

Игра помогает развивать воображение.

В игре ребенок дает волю своей фантазии. Именно игра заставляет его мыслить и творить. Именно в игре воображение малыша способно отправить его в космос или в глубины океана, посадить за штурвал самолета или снарядить в кругосветное путешествие. А для этого в камешке он должен увидеть компас, карандаш превратить в волшебную палочку, а автомобиль заменить обычной парой стульев.

Игра стимулирует развитие речи.

Не станет открытием то, что игра требует от игроков вразумительного общения. Они должны договариваться о том, как распределить роли, какие выполнить действия. Да и текст свой необходимо произнести так, чтобы все играющие поняли, о чем он говорит. Это серьезный стимул для того, чтобы малыш стремился улучшить свою речь.

Игра помогает корректировать поведение.

Это хорошая новость для взрослых: чего нельзя добиться от ребенка в обычной жизни, то легко исправится в игре. Представьте себе ситуацию, когда малыш не хочет перед сном умываться и чистить зубы. Конечно, его можно заставить силой, а можно и предложить поиграть. «Сегодня играем в дочки-матери! Ты будешь мамой, твоя кукла Маша – маленькая дочка. Научи ее чистить зубы и умываться. Ей скоро идти в детский сад». Все! Ребенок с удовольствием перевоплощается в новый образ.

Публикации по теме:

Проект «Для чего нужен детский сад» Детский сад является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где ребенок проводит большую часть времени. К сожалению, дети и родители.

Консультация «Для чего нужна игра» .

Консультация «Для чего нужна подвижная игра!»Консультация «Для чего нужна подвижная игра!» Подвижные игры необходимы детям всех возрастов. Во время игр в природных условиях у детей формируется: * ловкость, *быстрота, *они приучаются.

Гаджет-аддикция: крик о помощи, или Как помочь ребёнку-дошкольнику справиться с компьютерной зависимостью Сегодня уже невозможно представить наш современный мир без использования мобильных устройств и планшетов. С каждым днем мы замечаем все.

Как помочь дошкольнику? Стихи в мнемотаблицах Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Разговорная речь большинства современных детей бедна, малословна.

Консультация «Как привить дошкольнику любовь к чтению» Консультация для родителей «Как привить любовь к чтению у дошкольника». Без книги в мире ночь И ум людской убог, Без книги, как стада, Бессмыслены.

Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа»Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа» Вы можете использовать - счетные палочки; - простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты); - самодельные учебные пособия - числовые.

Консультация для родителей «Нужен ли дошкольнику отпуск?» Вот и пришло лето. А это значит, что большинство родителей задумываются стоит ли водить ребенка в детский сад. Лето — это пора, когда хочется.

С чего начинается Родина? Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество.

Консультация «Как рассказать дошкольнику о его родословной» «Как рассказать дошкольнику о его родословной?» Наша родословная. Что это? Зачем? Как она выглядит? Почему мы должны знать о ней все? Порой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Для чего дошкольнику игра?
Опубликовано: 16 октября 2019 в 22:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД