Ольга Бычкова
Дидактическое пособие «Занимательный песочный столик»
Чудеснее песка нет для детей забавы
Его всегда имеется в достатке
Течёт он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем.
И. Рангельнац.
Развитие у детей умения понимать причины и следствия изменений в предметах и явлениях основывается на владении действием анализа и синтеза, умении сравнивать объекты между собой, т. е. формирование у детей способности видеть причины изменений в окружающих объектах, развивать умения выделять их свойства, сравнивать, обозначать признаки точным словом.
Публикация «Дидактическое пособие „Занимательный песочный столик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Для понимания отношений и связи между явлениями, событиями необходим определенный опыт. В младшем дошкольном возрасте ребёнок, включаясь в различные ситуации деятельности и взаимодействуя с окружающим, постепенно накапливает опыт представлений о причинах событий и явлениях.
Возможности для развития ребенка содержатся в самой предметной среде группы и детского сада.
В организации различных видов познавательно-исследовательской деятельности в группе мы используем пособие «Занимательный песочный столик». Он имеет форму прямоугольника (100 на 150см, основание сделано из ДСП. Бортики (высотой 8см) из фанеры. Его можно использовать как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Столик легкий его можно переносить в любое место групповой комнаты. К нему прилагаются формочки, стаканчики, палочки, лопатки, лейки с водой, мелкие игрушки, фартуки.
Цель работы с данным пособием : развитие творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, коррекция его эмоционально-волевой сферы.
Задачи. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Развитие тактильной «чувствительности» как основы развития интеллекта ребёнка, познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, стабилизации (или укрепление) эмоционально-волевой сферы.
Опыты по изучению свойства песка:
Опыт 1. Сыпучий песок. Ознакомить со свойством песка-сыпучесть.
Опыт 2. Песок может двигаться. Показать, что свойства песка сыпаться позволяет ему двигаться.
Опыт 3. Свойства мокрого песка.
Опыт 4. Песочные часы. Познакомить с назначение песочных часов.
Опыт 5. Песок хорошо пропускает воду. Ознакомиться со свойствами мокрого песка.
Опыт 6. Применение песка (стекло)
Работа с песком развивает у детей творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Знакомит с нетрадиционным направлением изобразительного искусства-пескографией. Дети осваивают технику рисования пальцами, ладонью, ребром, совершенствуются коммуникативные навыки, способность работать руками, совершенствуется мелкая моторика, глазомер, развиваются речевые навыки, воспитывается усидчивость, терпение, аккуратность в выполнении работы.
Кроме обычного песка в детском саду широко используется кинетический песок.
Как играть с «волшебным песком»? Первый шаг- исследование песка. Обратить внимание детей на то, что он менее твёрдый, чем сухой, держит форму, хотя и и не мокрый. Песок мягкий формообразующий, легко разрушающийся, принимает форму того сосуда, в который его насыпают.
Игры с кинетический песком развивают:
-мелкую моторику, тактильную чувствительность, навыки общения;
- изобразительность, творческий поиск;
- познавательные процессы, фантазию, воображение;
-способствуют эмоциональному спокойствию, расслаблению, снятию стресса;
-навыки общения, концентрацию внимания.
Игры с песком
1. «Ладошки»
Дети делают отпечатки ладоней, кулачком, пальцами, ребро ладоней.
2. Игра в «животных»
Дети ходят ладонями по песку как мышки, слон, птичка.
3. Лабиринты и туннели.
Дети строят лабиринт или туннели для животных.
4. Пианино.
Дети рисуют на поверхности песка клавиши и «играют» на них под музыку.
5. Кладоискатели.
Дети ищут предметы в песке.
6. Дополни и вылепи.
Дети дополняют рисунок, лапки жуку, крылышке бабочке, пятнышки божьей коровки, колеса к машине.
7. Кулинарная мастерская.
Дети лепят пирожки, торты, кексы.
Опытно-экспериментальная деятельность с использованием кинетического песка.
Опыт 1. Кинетический песок может принимать любую форму.
Опыт 2. Песок в воде не растворяется.
Опыт 3. На песке остаются отпечатки, следы.
Опыт 4. Какой песок может удерживать вертикальный предмет?
Опыт 5. «Песочные струйки»
Пескография используемая в ДОУ помогает воспитать у детей интерес к окружающему миру природы, дети овладевают простейшими навыками работы с песком, узнают о свойствах песка, учатся проводить простые опыты, действовать с различными предметами.
Речь детей становится более активной, умеют делать выводы на основе наблюдений.
Умеют играть со сверстниками, не мешая им, проявлять интерес к совместным играм небольшими группами. Дети играют в сюжетно-ролевые игры, организовывая их на «Занимательном столике», проявляют интерес к продуктивной деятельности, рисованию, лепке, конструированию.
Пескография помогла развить сенсорно-перцептивную сферу, раскрыть творческий потенциал, сформировать коммуникативные навыки.