Лучший педагог года

Детско-взрослый проект «Развиваемся вместе». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Елена Еговкина
Детско-взрослый проект «Развиваемся вместе». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2»

Детско-взрослый проект

«Развиваемся вместе»

Авторы:

Зам. зав. по ВОР М. Г. Куликова

Педагог-психолог Е. В. Еговкина

Воспитатель Т. Н. Вохмянина

Ачинск, 2013г

Актуальность:

Публикация «Детско-взрослый проект „Развиваемся вместе“, Повышение психолого-педагогической компетентности родителей» размещена в разделах

По данным Министерства образования Российской Федерации, 75% воспитанников дошкольных учреждений имеют проблемы речевого развития. Из них 90% нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи психолога и логопеда, поскольку часто у детей с нарушениями речи наблюдаются проблемы в эмоционально-личностной сфере: тревожность, замкнутость, агрессивность и т. д.

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен эффективно включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Предлагаемый проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: детского сада на семью и семьи на детский сад.

Постановка проблемы:

В нашем детском саду функционируют две группы кратковременного пребывания, в которых в общей сложности 35% детей имеют тяжелые нарушения речи. Специфические особенности режима работы таких групп (три раза в неделю по три часа) не позволяют педагогам выстроить ежедневное непрерывное взаимодействие с родителями воспитанников по закреплению полученных знаний и умений в детском саду, что существенно замедляет эффективность коррекционно-развивающей работы.

С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов по организации коррекционно-развивающей работы было проведено анкетирование. В целом родители и педагоги высоко оценили коррекционную деятельность дошкольной образовательной организации, однако педагоги ожидают большего участия родителей в работе с детьми, родители же считают, что воспитатель и специалисты делают для детей достаточно, но при этом признаются, что сами нуждаются в квалифицированной помощи учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога по вопросам профилактики и сглаживания нарушений в развитии ребенка.

Кроме того:

- 39% родителей признались, что испытывают неуверенность в себе и страхи в воспитании ребенка;

- 32% - не знают чем занять ребенка дома;

- 29% - жалуются, что ребенок не слушается их.

Проанализировав свою работу мы поняли, что разовое присутствие на индивидуальных и фронтальных занятиях, консультации, проводимые раз в квартал собрания показывают свою эффективность, но не дают необходимых знаний и умений для работы с ребенком по преодолению имеющихся трудностей в развитии.

Поэтому нами было принято решение создать систему мероприятий, в которых посредством практической деятельности с детьми и педагогами родители повышали свою психолого-педагогическую компетентность.

Идея проекта :

Не только обучить родителей коррекционным и развивающим приемам работы с детьми в ходе практических занятий, но и отследить правильность полученных знаний и умений, увидеть насколько эффективно была организована передача опыта от педагогов к родителям.

Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу в интерес семейный, сделать родителей своими союзниками, помочь современной семье в деле развития детей.

Цель проекта :

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей групп кратковременного пребывания в вопросах воспитания и развития детей через организацию совместных практических мероприятий.

Задачи:

- Разработать и апробировать содержание проекта по повышению психолого-педагогической компетентности родителей групп кратковременного пребывания;

- Обучить родителей методам и приемам профилактики и сглаживания речевых нарушений и сопутствующих им познавательных и эмоционально-психологических проблем;

- Организовать взаимодействие педагогов и родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

- Создать серии буклетов с примерами дидактических игр и упражнений для изготовления аналогичного игрового материала в домашних условиях; видеороликов для родителей с обучающими игровыми ситуациями;

- Содействовать укреплению связи с семьями воспитанников группы кратковременного пребывания через организацию совместных практических мероприятий.

Нормативно-правовое обеспечение для реализации проекта :

- Устав МБДОУ «Д/с №2»;

- Основная общеобразовательная программа детского сада;

- Положение о группах кратковременного пребывания, создаваемых на базе МБДОУ «Д/с №2»;

- Годовые планы работы педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;

- Положения, регламентирующие образовательную и коррекционно-развивающую деятельность ДОУ;

- Должностные инструкции;

- План работы с родителями.

Тип проекта : долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, коллективный, при активном участии родителей воспитанников.

Участники проекта :

- Дети группы кратковременного пребывания;

- Родители;

- Воспитатель;

- Педагог-психолог;

- Учитель-логопед;

- Учитель-дефектолог.

Материально-техническое обеспечение:

- музыкальный и физкультурные залы;

- групповое помещение;

- оборудованные кабинеты специалистов;

- методический кабинет, оснащенный компьютерной, презентационной, копировальной техникой, дидактическими и развивающими пособиями.

Время и место проведения:

Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь 2012г – май 2013г).

Основное место проведение: МБДОУ «Д/с №2».

Итоговое мероприятие: «Акция альтернатив».

Ее название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются через часто применяемые формы работы с семьей предоставляется альтернатива, в ходе которой родители получают возможность применить на практике полученные знания и умения. В ходе трех дней (май) родители выступают в роли педагогов. Под наблюдением специалистов и воспитателя они проводят занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые и дидактические игры, релаксационные упражнения, игры малой подвижности на сплочение группы и другие мероприятия проводимые педагогами ежедневно.

Ожидаемые результаты:

1. Разработанный и апробированный проект «Развиваемся вместе»;

2. Серия буклетов с примерами дидактических игр и упражнений для создания аналогичного игрового материала в домашних условиях; видеоролики созданные педагогами ДОУ для родителей с обучающими игровыми ситуациями;

3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей;

4. Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы педагогов детского сада.

5. Активное участие родителей в мероприятиях проекта.

Критерии эффективности:

- количество родителей при посещении мероприятий проекта (не менее 80%);

- увеличение устойчивости положительной динамики коррекционно-развивающей работы педагогов ДОУ (на 30%);

- результаты анкетирования родителей;

- количество созданных буклетов и видеороликов.

Теоретическая значимость определяется тем, что положительные результаты проекта «Развиваемся вместе» позволит изучить, дополнить и распространить опыт взаимодействия детского сада и семьи; установить эффективность создания подобных форм взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ.

Практическая значимость заключается в

том, что разработанный методический материал может быть полезен воспитателям и специалистам других детских садов. Каждый созданный буклет и видеоролик позволит разнообразить игровой материал ребенка в домашних условиях.

Организация деятельности участников проекта :

Проект состоит из четырех этапов.

1 этап – подготовительный (1-15 сентября)

Педагоги – проводят анкетирование родителей, составляют план работы с родителями, разрабатывают содержание деятельности каждого мероприятия, знакомят родителей с идеей проекта.

Родители – участвуют в анкетировании, знакомятся с идеей проекта.

2 этап – основной - (16 сентября – 30 апреля)

Педагоги – реализация содержания проекта, внесение корректив (при необходимости).

Родители и дети – активное участие в совместных мероприятиях (согласно плана, освоение новых знаний.

3 этап – заключительный (1-18 мая)

Педагоги – разработка сценария/плана проведения дней самоуправления, подготовка родителей к проведению мероприятий.

Родители – подготовка и проведение итоговых мероприятий.

Дети – активное участие в мероприятиях, поддержка родителей.

4 этап – аналитический (21- 31 мая)

Педагоги – проведение повторного анкетирования, обобщение результатов, анализ эффективности. Предоставление итогов проекта коллегам и родителям.

Родители – участие в анкетировании, знакомство с результатами проекта, обсуждение его эффективности.

Реализация проекта позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей, позволит укрепить взаимодействие детского сада и семьи.

Мы считаем данный проект универсальным, он не требует значительных материальных затрат и его легко адаптировать для реализации к условиям других детских садов города.

Публикации по теме:

«Система работы с родителями младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности» .

Детско-взрослый образовательный проект «Пернатые друзья» Детско – взрослый образовательный проект «Пернатые друзья» (произведения В. В. Бианки) Составитель: воспитатель МАДОУ №17 Нарсеева Наталья.

Детско-взрослый познавательный проект «Русская изба» Актуальность. Без знаний традиций, культуры своей Родины невозможно будущее человека. В настоящее время современные дети не достаточно.

Детско-взрослый проект «Давай поиграем, малыш!»Детско-взрослый проект «Давай поиграем, малыш!» Детско-взрослый проект "Давай поиграем, малыш!" [/b] Автор: Клюева Ирина Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2», г. Ардатов,.

Детско-взрослый проект «Город мой прекрасный над Ангарой» ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым, нужно чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине: родному.

Детско-взрослый проект «Куколки милашки для Аленки и Наташки» Детско-взрослый проект «Куколки милашки для Алёнки и Наташки» Авторская группа: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги:.

Детско-взрослый проект «Мир вокруг нас» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания., в связи с введением с.

Повышение качества воспитательно-образовательной работы посредством формирование информационно-педагогической компетентности Воспитатели: Гилина Наталья Юрьевна Дзюба Татьяна Владимировна В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря.

Повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ Аннотация В статье автор рассматривает направления и формы работы по повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления.

Родительское собрание «Воспитание добром». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей Родительское собрание «Воспитание добром» «Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас всех на нашем собрании. Мы предлагаем вашему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-взрослый проект «Развиваемся вместе». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 10:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД