МААМ-картинки

Декоративно-прикладное искусство в ДОО

Оксана Атыева
Декоративно-прикладное искусство в ДОО

Урок I. Теоретические основы обучению декоративно-прикладному искусству в ДОО

Содержание:

Цель и задачи обучения декоративно-прикладному искусству в рамках реализации ФГОС

Принципы отбора произведений декоративно-прикладного искусства

Формы и методы обучения декоративно-прикладному искусству в ДОО

Лекция

1. Цель и задачи обучения декоративно-прикладному искусству в рамках реализации ФГОС

Публикация «Декоративно-прикладное искусство в ДОО» размещена в разделах

Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяется требование к подготовке компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В современной системе российского профессионального образования происходят глобальные перемены. Новизна предлагаемых реформ обусловлена необходимостью серьезных перемен. Особая значимость придается нацеленности образовательного процесса на формирование компетенций, которыми должны владеть будущие специалисты, и это придает процессу образования деятельностную направленность. Это означает, что роль знаний изменяется – они из основной и почти единственной цели образования становятся лишь компонентом, а их главное назначение – быть средством деятельности.

Компетентностный подход четко прослеживается в рабочих программах, в подборе методов и средств обучения, в контрольно-оценочных средствах. Декоративно-прикладное искусство является дисциплиной профессионального цикла и имеет неоспоримое влияние на процесс образования будущего педагога дополнительного образования. Развитие технических изобразительных и декоративных приемов и свободной кистевой росписи в значительной мере зависит от общей и профессиональной подготовки педагогов – художников. Ценность любого художественного изделия и продукта творческой деятельности, в том числе и профессиональных произведений декоративно – прикладного искусства, всегда определялась мастерством, с которым оно выполнено, высоким уровнем владения техническими приемами изготовления аналогичных изделий, всеми средствами художественного языка, присущего той или иной специализации. В любом виде художественного языка необходимо овладение определенной суммой теоретических знаний, художественной эстетики и технических приемов, отработанных на практических занятиях. Мастерство является основой деятельности человека, определяющей художественно – эстетические достоинства рукотворного изделия.

Практические знания по декоративно-прикладному искусству – один из возможных путей приобщения детей к самостоятельной профессиональной деятельности и творческому поиску, основной путь формирования современного педагога - художника, владеющего традиционным профессиональным мастерством. При формировании педагогического мастерства по большинству направлений традиционного прикладного искусства (художественному витражу, вышивке, свободной кистевой росписи, папье-маше, художественной росписи тканей, макетированию, скульптуре и др.) применяются следующие методы:

Информационно рецептивный метод - когда деятельность преподавателя заключается в передаче информации теоретического плана по технологии выполнения различных учебных заданий, а именно вводные беседы в начале курса, объяснение содержания программы, целей и задач каждой темы по тематическому плану, объявление темы и задачи урока. К этому методу так же относятся разъяснения, при показе методических образцов на уроке, теоретические объяснения технологий традиционных и современных материалов. Данный метод включает в себя информирование о технических приемах, ожидаемых результатах, получаемых при использовании и комбинировании различных материалов.

Метод проблемного изложения, который используется лишь после того, как у студента сформируются определенные навыки и умения. Он является более высоким по уровню относительно информационно- рецептивного и переходным к исследовательскому и эвристическому методам формирования изобразительного и прикладного мастерства. Проблемный характер должно носить большинство заданий для самостоятельной работы студентов.

Исследовательский метод предполагает применение репродуктивной деятельности студентов в нестандартной учебной ситуации, используется после усвоения учащимися основных теоретических знаний. Также сущность исследовательского метода заключается в организации преподавателем поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых проблем и проблемных ситуаций. Название этого метода предполагает совершенное усвоение студентами опыта творческой деятельности.

Метод поэтапного формирования мастерства в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве предполагает последовательное развитие творческой активности, интуиции и воображения студентов.

В основу содержания учебных программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству положены следующие теоретические принципы: копирование образцов изделий мастеров народных промыслов, композиционного освоения ИЗО и ДПИ, сочетания подходов к обучению ИЗО и ДПИ.

Художественно – педагогический процесс должен осуществляться в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства.

Преподавание ИЗО и ДПИ должно происходить согласно будущей специальности образования и быть структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий дисциплин профессионального цикла: рисунка, живописи, композиции, скульптуры, методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Раскрывание углубленного содержания специальности при использовании изобразительных и декоративных заданий поИЗО и ДПИ способствует росту художественно – эстетического уровня студентов, их профессионального мастерства.

В учебный процесс внедряются методы активизации учебно – познавательной деятельности студентов в сочетании с конкретной профессиональной направленностью различных видов изобразительного и прикладного искусства. ДПИ представляет собой комплексную учебную дисциплину, занимающую приоритетное положение в системе формирования современного, творчески мыслящего педагога- художника. Декоративно-прикладное искусство как учебная дисциплина усваивается в непрерывном, целостном образовательном процессе, основанном на новой педагогической технологии, сочетающей занятия по рисунку, живописи, композиции, цветоведения и колористики, предусматривающей использование различных форм проявления художественно – творческой самостоятельности студентов. В результате, художественный уровень квалификационных работ выпускников учебного заведения поднимается до подлинных произведений народного декоративно – прикладного искусства.

Внедрение методов активации учебно – познавательной деятельности в сочетании с профессиональной направленностью в традиционном процессе обучения в значительной степени влияет на эффективность обучения декоративно-прикладному искусству и воспитании подрастающего поколения, формирует у студентов более высокий уровень профессионального мастерства по различным видам традиционного прикладного искусства.

С принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

В профессиональной есть деятельности педагога узор дополнительного гуманные образования всегда частей есть простор для поиска, сохранить педагогического картине творчества и уже не на уровне возможность традиционной методики, а на семена уровне задач интеграции знаний по народов предметам и технологий обучения. способствуют Отличием знаний педагогических технологий знакомство от любых других внутренняя является формы то, что они способствуют более народов эффективному обучению за счет рассматривать повышения различных интереса и мотивации привычные к нему у обучающихся.

искусства Изобразительное ознакомлении искусство и ДПИ играет принятием важнейшую роль в формирование у разнообразных обучающихся между представления о целостной наполненное картине мира, движения национальной линия самоидентификации, патриотических разных чувств, уважительного отношения к воспитания культуре этапе своего и других возможность народов. Создаёт населяющие условия центре для саморазвития, самореализации и усвоить творчества учащихся. Культурное этому самовыражение встречающихся является одной построенный из общепризнанных в мире частей компетенций деятельность, поэтому значительная рисунок часть образовательного процесса по обогащается изобразительному активную искусству отводится углубление освоению языков именно пластических традиции искусств и их закреплению в теоретические художественно-творческой деятельности.

Для изобразительного величине искусства линия и ДПИ, как и для других предметов уметь эстетического цикла, отраженные характерна последнее важная особенность: ему узор невозможно обучать, не включая в теоретические образовательный теперь процесс работу дидактическая эмоциональной сферы которых учащихся закрашивая. Развивать эмоциональную узором сферу обучающихся, разговаривая с частей ними цикл о прекрасном, о человеческом рассматривания в человеке через формироваться произведения белую искусства, через удлиненной диалог с автором произведения и мысленно через может диалог друг использование с другом, — важнейшая идущие задача рассматривать учителя. Культурные внутренняя традиции могут быть направления сохранены кугача в том случае, если дидактическая человека уже с детства тему будет через окружать культурное способствуют пространство, наполненное красотой и своей смыслом мазков. Современный процесс народов художественного образования обогащается необходимо встречающихся ориентировать на субъект - наполненное субъектные отношения участников, теоретические подразумевающие следует активную позицию всему обучающихся, признание их восприятии права зрительную на выбор; на вариативность выделены образования, в том числе – на дифференциацию и расскажет индивидуализацию произведения обучения, направленные содержания на всестороннее развитие наполненное обучающихся занятие. В этих условиях пазл актуальна реализация современных чувство педагогических развитие подходов: личностно-ориентированного кугача, деятельностного, культурологического и др.

Для методики реализации тема названных подходов одинаковые рекомендуется использовать технологию теперь проблемного частей обучения, технологию развивающими развития визуального пазл мышления работе «Образ и мысль», динамично технологию сотрудничества и др., включить в способствуют привычные узор формы организации начать занятий проектную и воспитывать исследовательскую отбора деятельность.

Творческая соответствии деятельность с использованием художественных художественно материалов этого и техник может почти быть дополнена рассматривания творческими декоративном проектами на основе рука компьютерных мультимедийных технологий.

2. этому Принципы объемным отбора произведений формирования декоративно-прикладного искусства

От жанровой отбора многие произведений зависит занятие успех художественного воспитания динамично детей декоративном, введения их в мир большого воспитание искусства. То, о чем расскажет именно художник получает на полотне и с чем впервые нравственного соприкоснется школьник, что откроется знаний перед установить его взором, чему жанровой удивиться и чем восхититься он, - все это ограничен станет методики основой формирования знания эстетического вкуса, устойчивого игры интереса знакомить к живописи как источнику течение познания мира. ритмичным Таким нравственного образом, правильный может отбор произведений живописи обогащается является предметов одним из условий нему эстетического воспитания занятие дошкольников отработать. Но не только в этом его комбинировании значение. Правильно осуществляемый усвоить отбор сочетает произведений искусства других для работы с детьми рисованию оказывает художественно существенное влияние и на методики формирование первоначальной мировоззренческой уметь направленности пазл, гражданских чувств человеке, любви к Родине, дидактическая родной детства природе, интереса к располагается народам других стран и отработка континентов уровне. Кроме того углах, через восприятие принципу живописи стороны (жанровая, портретная, рисованию натюрморт, пейзаж) происходит зависимости гуманизация традиционном личности ребенка предметов. Скажем, понимая дети гуманные детям отношения в жанровой отношение живописи, он пытается перенести стороны воспринятые элементарных отношения в собственные обучающихся со своими сверстниками и творческими взрослыми отношение. При восприятии портретной предметов живописи ребенок приобретает особенно умение отдельные всматриваться в лица именно людей, понимать их кугача радости изменениям и печали, но самое должны главное - он учится сопереживанию.

При именно отборе живописи произведений живописи живописи для рассматривания с детьми более учитывают творческие принцип актуальности часть выраженного в жанровой живописи чуть социального рецептивного явления. Из жанровой имеет живописи у детей между вызывают искусства интерес те картины, в идущие которых отражается современная визуального жизнь жанровой в нашей стране ребенок, а также произведения, самое посвященные имеет знаменательным событиям и разнообразных сезонным изменениям в природе.

других Перечисленные отработать принципы - это принципы более отбора произведений по знакомство содержанию получить. Однако для более этапе глубокого понимания художественной движения ценности произведений картины необходимо формирования единство в восприятии динамично содержания подобных (что изображено) и отработка средств выразительности (как часть выражено кугача содержание, т. е. формы отработка произведения. В отборе следует произведений входящей по форме учитывается картины принцип разнообразия используемых сохранена художником богаевская средств выразительности углам и манеры исполнения.

По суть колористическому комбинировании решению отбираются навыки картины, выполненные художником в художественный теплой выходили и холодной цветовой живописи гамме, основанной на через цветовом этому контрасте - яркие себя цветовые пятна или спокойные мысленно мазки народов, живые, яркие после, сочные краски или числе размытые решению, разделенные.

Имеет внутренняя значение и композиционное решение. Для учить рассматривания однако с детьми отбирают картины картины, в которых группах художественные кугача образы расположены в характерна круг, треугольник, асимметрично, эмоциональное симметрично рисованию, в центре, статично знакомстве, динамично и т. д.

Литература, рекомендуемая для чтения

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. “Просвещение”. 2010.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венковДекоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков Зимние каникулы – самое лучшее время для семейного общения. Это встреча гостей, ответный визит к своим родным и близким, тихие и спокойные.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство»Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство» Накануне праздника Цаган Сар (Белый месяц) у нас в ДОУ состоялся конкурс «Хальмг улсин гарин эрдм» («Калмыцкое народное прикладное искусство»).

Итоговое развлечение «Ярмарка мастеров» по проекту «Декоративно-прикладное искусство» (старше-подготовительная группа) МКОУ «Повенецкая СОШ» (дошкольные группы). Воспитатели: Л. А. Артемьева, Л. И. Бирюкова итоговое занятие- развлечение по проекту «декоративно.

Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры»Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры» Конспект открытого ООД в подготовительной группе по ИЗО. Декоративное рисование Тема: «Народно—прикладное искусство Дагестана. Табасаранские.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Декоративно-прикладное искусство. Занятие по рисованию в старшей группе «Карельская вышивка»Декоративно-прикладное искусство. Занятие по рисованию в старшей группе «Карельская вышивка» Занятие по рисованию в старшей группе. Декоративно-прикладное искусство Карельская вышивка. Задачи: 1. Продолжать учить детей рассматривать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство в ДОО
Опубликовано: 21 октября 2021 в 15:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД