Папки-передвижки

Действия родителей, педагога-психолога и педагогов ДОУ в ситуации проявления аутоагрессии

Наталия Жекова
Действия родителей, педагога-психолога и педагогов ДОУ в ситуации проявления аутоагрессии

Лучший совет в случаях проявления аутоагрессии — не проявлять повышенного внимания, даже если такое поведение очень тревожит родителя, педагога. Главное, что необходимо сделать взрослому в такой ситуации - взять себя в руки. Постараться не впадать в панику, не осуждать, не ругать ребенка, не кричать на него. Нужно постараться реагировать спокойно, чтобы ребенок не пользовался подобным поведением для привлечения внимания взрослого. В этой ситуации ребенку необходимы поддержка и понимание, и, важно не напугать его своей реакцией, иначе вы рискуете потерять контакт и доверие. Важно проявить сочувствие, и мягко расспросить ребенка о причинах, вынудивших его прибегнуть к селф-харму. Напомнить о том, как он дорог и важен для вас, как вы его любите, несмотря ни на что. Скажите, что вы рядом, и готовы оказать помощь и поддержку, спросите, что вы можете сделать для него в данный момент - возможно, ребенок хочет, чтобы его обняли, просто молча посидели с ним или сделали что-то еще, необходимое ему сейчас.

Публикация «Действия родителей, педагога-психолога и педагогов ДОУ в ситуации проявления аутоагрессии» размещена в разделах

В тоже время важно помнить, что агрессию ребенка, направленную на самого себя, нельзя игнорировать. Можно использовать следующий алгоритм действий в период приступа :

• Физически остановить ребенка. Например, если он замахивается, чтобы ударить себя, уверенно задержать его руку.

• Предложить адекватный способ выпустить пар, например, побить мягкий диван, пока не станет легче.

Выразить чувства ребенка: «ты рассержен», «ты обижен».

• После того, как ребенок успокоился, провести спокойную беседу о последствиях гнева на себя и способах его адекватного реагирования на доступном малышу языке.

Для того чтобы каким-то образом справиться с самоповреждающим поведением ребенка, необходимо понять его причину, выяснить, в каких ситуациях оно чаще всего возникает, и постараться изменить взаимодействие с ребенком и его окружение.

Если самоповреждающее поведение ребенка связано с привлечением внимания, воспитателям обычно рекомендуют подходить к ребенку, не проявляя сильных эмоций, используя минимум слов.

Воспитателям и родителям можно порекомендовать в случае аутоагрессии у ребенка лучше не тянуть и не пытаться самостоятельно разобраться в ситуации, а обратиться за помощью к специалисту психологу, детскому психо-неврологу.

Психологу необходимо не только разобраться в том, что происходит внутри системы семейных отношений, что может провоцировать такое поведение у ребенка, но и понять, с чем связана тревога ребенка, которую он снимает таким образом, а также посоветовать, как правильно вести себя родителям по отношению к ребенку, чтобы все было благополучно.

Коррекция аутоагрессии у ребенка

При лечении детей раннего возраста наиболее активно используются методы коррекции отношений и взаимодействий внутри семьи. По мере роста и развития подключаются другие методы и формы работы:

• Семейная психотерапия. Проводится работа с детьми и с родителями, направленная на исключение из жизни ситуаций, в которых ребенок проявляет аутоагрессию, развитие умения проявлять любовь и заботу, формирование адекватных способов разрешения конфликтов.

• Эмоционально-творческая терапия. Психолог снимает эмоциональное и психическое напряжение, тревогу и агрессивность у ребенка с помощью активной и творческой деятельности: рисования, лепки, подвижных игр. Также демонстрирует безопасные методы борьбы с гневом: почиркать на листе бумаги, побить подушку, сделать несколько физических упражнений.

• Медикаментозная терапия. Применяется в случаях, когда вред, причиняемый ребенком самому себе, становится действительно серьезным, например, он сильно, до синяков и крови бьется о стену головой. В таких ситуациях назначают транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты в подходящих дозировках.

Рекомендации родителям и педагогам

При самоповреждениях ребёнка педагоги могут поддерживать ребенка, не замалчивая проблему и не осуждая. Все основные рекомендации основываются на принимающей позиции взрослых и их готовности решать проблему, а не отвергать ребенка.

Самоповреждения ребёнка — это, прежде всего, признак его эмоциональной уязвимости и ответ на переживаемые трудности в отношениях с другими людьми — с семьей, педагогами, учителями. Поэтому поддержание в группе (классе) эмоционально здорового микроклимата — это уже большой вклад в предотвращение аутодеструктивных действий ребенка.

• Дайте ребенку понять, что вы готовы к диалогу с ним, и даже если он не готов принять помощь от вас, скажите, что вы можете помочь найти тех, кто окажет эту помощь.

• Не отвергайте ребенка. Ваш гнев или чувство вины — следствие вашей убежденности в том, что действия ребенка направлены против вас. Лучше сфокусироваться на поиске решения проблемы и не искать виноватых.

• Отрицание проблемы вредит, так же как излишняя фокусировка на ней и неправильные интерпретации (например, что ребенок пытается покончить с собой)

• Составьте план помощи ребенку, учитывая его интересы и чувства — лучше всего планировать дальнейшие действия в спокойной обстановке, не на пике тяжелых эмоциональных переживаний

• Ориентируйтесь на «точки соприкосновения» с ребенком. Старайтесь выстраивать разговоры в форме диалога. Ориентируйтесь на компромисс в спорах. Ищите дипломатичные аргументы, если вы не согласны.

• Найдите что-то увлекательное, чем вы сможете заниматься вместе с ребенком, что будет нравиться всем вам.

Проявляйте интерес к чувствам, мыслям и высказыванием ребенка.

• Уважайте его мнение. Поощряйте интерес ребенка к творческому самовыражению

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Действия родителей, педагога-психолога и педагогов ДОУ в ситуации проявления аутоагрессии
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 10:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД