Лучший педагог года

Цикл адаптационных занятий «Солнышко»

Яровая Мария
Цикл адаптационных занятий «Солнышко»

Цикл адаптационных занятий

ВВЕДЕНИЕ

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки, где малыш воспитывается в атмосфере любви и глубоко заинтересованного отношения близких ко всем его проявлениям и запросам, он попадает в непривычную среду. Режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми, внимание значимого взрослого распределяется не только на ребенка, но и на других детей, запросы выполняются не сиюминутно, и помещение незнакомое, ребенку просто непонятно где все лежит и как действовать в той или иной ситуации все это создает напряжение и повышает тревожность. Все эти вышеперечисленные перемены создают для ребёнка стрессовую ситуацию, приводят малыша к психо-эмоциональному напряжению. В результате нарушается сон, аппетит, появляются страхи, капризы, непослушание, малыш не хочет играть с другими детьми, плачет, часто болеет.

Публикация «Цикл адаптационных занятий „Солнышко“» размещена в разделах

Для облегчения адаптации вновь поступивших детей раннего возраста в ДОУ разработан цикл занятий, за основу для разработки занятий взято пособие И. В. Лапиной «Адаптация детей при поступлении в детский сад.»

Все занятия проводятся в игровой форме, ведь именно игра является основным средством налаживания положительных взаимоотношений в группе. В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное общение с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.

Чтобы решить эту задачу, выбран персонаж пушистой собачки, и ее друга доброго солнышка, которые в игровой форме выражают каждому ребенку свое доброжелательное отношение и уделяя внимание каждому ребенку.

Основными методами взаимодействия с детьми служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, потешки, стишки и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи :

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

• развитие речи и воображения;

• развитие чувства ритма, координации движений;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения.

• обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

• Привлечение родителей к совместному творчеству.

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Занятия «Приключения Собачки и солнышка» проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. В течение сентября и октября, все занятия проводятся в игровой форме в течение 15 мин., но перед занятием предполагается вводный этап в течение 10 мин, в это время взрослый находится в группе и налаживает с детьми контакт: наблюдает, разговаривает, играет с детьми в мяч, пускает мыльные пузыри. После этого появляется собачка – кукла Би-ба-бо и проводится основное занятие, затем добавляется персонаж солнышко. В занятиях используются фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. На первых занятиях дети могут участвовать в играх или с интересом наблюдать друг за другом. Собачка и солнышко периодически приглашает наблюдателей или просит активных детей их позвать. Активное участие в занятиях принимают воспитатели, так как они являются главной фигурой и центром внимания детей раннего возраста.

Упражнения проводятся от легкого к сложному, после усвоения упражнений к ним добавляются новые.

На первых занятиях дети знакомятся с собачкой, обсуждают какой он, закрепляют части тела играют с ней, затем дети знакомятся с играми про солнышко и отправляются в путешествие за солнышком, собачка хвалит активных ребят и помогает тем, кому сложно. Во время приветствия и прощания собачка и солнышко тактильно контактируют с каждым ребенком и стимулирует речевую активность. К концу цикла занятий предполагается повышение организованной двигательной и речевой активности всех детей, освоение инсценировок, музыкальных и подвижных игр. На последнем этапе дети совместно с родителями занимаются совместным творчеством и рисуют свое солнышко. Итогом оформляется выставка детско-родительских работ.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений, из которых состоит занятие, варьируются психологом, по мере усвоения детьми игровых упражнений и с учетом пожеланий детей. Возможно, сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т. п.

Каждое игровое упражнение повторяется, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие включаются все любимые игры.

Занятие 1

Стук в дверь.

-Ребята, кто это?

Игра-повторялочка.

К нам пришла собачка, - Руки перед собой, язык высунут

Умная собачка, - гладят по голове

С детками играет, - кружится и прыгает

Хвостиком виляет, - виляют бедрами

очень громко лает: лают Гав, Гав

-Давайте с ней поздороваемся, собачка здоровается с детьми.

-наша собачка очень красивая, покажите где у нее носик, глазки, ушки, спинка, животик, хвостик.

-Собачка добрая. Она любит играть с ребятами. А вы хотите поиграть с ней?

Ответы детей

Подвижная игра с собачкой

Давайте подойдем к собачке и погладим ее. Собачка проснулась и догоняет детей (дети бегут на стульчики).

-Никого собачка не догнала, быстро дети бегают, теперь вы догоните собачку (На палке и резинке)

Кто сегодня приходил к вам поиграть? Какая она?

Занятие 2

Ав- Ав! Здравствуйте, ребята!

Я проворный озорной щенок, весело играю! Ав!

По траве зеленой прыг да скок, хвостик догоняю.

Игра-повторялочка.

К нам пришла собачка, - Руки перед собой, язык высунут

Умная собачка, - гладят по голове

С детками играет, - кружится и прыгает

Хвостиком виляет, - виляют бедрами

очень громко лает: лают Гав, Гав

Давайте с ней поздороваемся, собачка здоровается с детьми.

-наша собачка очень красивая, покажите где у нее носик, глазки, ушки, спинка, животик, хвостик.

- Что-то наш щенок сегодня невесел, не зовет нас играть. Тузик, что с тобой?

Собачка: Всюду, всюду я хожу, солнышка не нахожу.

Ну куда же мне пойти?

Где, же солнышко найти?

- Без солнышка грустно становится, даже играть не хочется. А когда солнце светит то весело.

Подвижная игра солнышко и дождик

Светит солнышко, мы гуляем,прыгаем, радуемся. Как солнышко спряталось- скорее убегаем под зонтик.

Дождик, дождик –

Кап, кап, кап,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы намочим ножки.

Игра имитация

- Дождик, дождик, стучат пальцем по ладошке

Хватит лить, грозят пальцем

Милых деточек мочить.

Солнце утром встало, тянут руки вверх

Всех детишек приласкало - гладят друг друга

Занятие 3

Ав- Ав! Здравствуйте, ребята!

Я проворный озорной щенок, весело играю! Ав!

По траве зеленой прыг да скок, хвостик догоняю.

Игра-повторялочка.

К нам пришла собачка, - Руки перед собой, язык высунут

Умная собачка, - гладят по голове

С детками играет, - кружится и прыгает

Хвостиком виляет, - виляют бедрами

очень громко лает: лают Гав, Гав

Давайте с ней поздороваемся, собачка здоровается с детьми.

-наша собачка очень красивая, покажите где у нее носик, глазки, ушки, спинка, животик, хвостик.

- наш друг щенок пришел, а где же наше солнышко?

Собака- солнышко на солнечной полянке, давайте отправимся к нему в гости?

Ответы детей.

- поедем мы туда на поезде. Ребята садитесь в вагончики.

Загудел паровоз и вагончики повез:

-Чу-чу-чу-чу, далеко я покачу.

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, пыхтит паровоз,

Далеко, далеко ребят он повез.

Собака – вот наша полянка, а солнышка невидно.

-не расстраивайся: солнышко, как и мы, ночью спит а утром встает.

Игра имитация

Утром солнышко встает выше, выше, выше,

К ночи солнышко зайдет, ниже,ниже.

- давайте разбудим наше солнышко.

Солнышко, солнышко

Выгляни в окошко.

Ждут тебя малыши,

Ждут тебя крепыши.

Игра имитация

Смотрит солнышко в окошко, изображают окошко руками

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки- хлопают в ладошки

Очень рады солнышку.

- нашлось наше солнышко, пора на поезде возвращаться домой, садимся в вагончики.

Загудел паровоз и вагончики повез:

-Чу-чу-чу-чу, далеко я покачу.

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, пыхтит паровоз,

Домой он ребят повез.

Итоговое детско-родительское занятие.

Родители совместно с детьми сидят на стульчиках упражнения.

Стук в дверь.

-Ребята, кто это?

Игра-повторялочка. (Родители совместно с детьми выполняют игровые действия)

К нам пришла собачка, - Руки перед собой, язык высунут

Умная собачка, - гладят по голове

С детками играет, - кружится и прыгает

Хвостиком виляет, - виляют бедрами

очень громко лает: лают Гав, Гав

Давайте с ней поздороваемся, собачка здоровается с детьми.

-наша собачка очень красивая, покажите где у нее носик, глазки, ушки, спинка, животик, хвостик.

-Собачка добрая. Она любит играть с ребятами. А вы хотите поиграть с ней?

Ответы детей

Давайте подойдем к собачке и погладим ее. Собачка проснулась и догоняет детей (дети бегут на стульчики к родителям).

-Никого собачка не догнала, быстро дети бегают, теперь вы догоните собачку (На палке и резинке)

Собачка: Ребята с вами играть весело, но кажется дождик начинается.

Подвижная игра солнышко и дождик

Светит солнышко, мы гуляем, прыгаем, радуемся. Как солнышко спряталось- скорее убегаем к родителям.

Дождик, дождик –

Кап, кап, кап,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы намочим ножки.

Игра имитация

- Дождик, дождик, стучат пальцем по ладошке

Хватит лить, грозят пальцем

Милых деточек мочить.

Собака- - Без солнышка грустно становится, даже играть не хочется. А когда солнце светит то весело.

Всюду, всюду я хожу, солнышка не нахожу.

Ну куда же мне пойти?

Где, же солнышко найти?

- солнышко на солнечной полянке, давайте отправимся к нему в гости?

Ответы детей.

- поедем мы туда на поезде. Ребята с родителями садитесь в вагончики.

Загудел паровоз и вагончики повез:

-Чу-чу-чу-чу, далеко я покачу.

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, пыхтит паровоз,

Далеко, далеко ребят он повез.

Собака – вот наша полянка, а солнышка невидно.

-не расстраивайся: солнышко, как и мы, ночью спит а утром встает.

Игра имитация (совместно с родителями)

Утром солнышко встает выше, выше, выше,

К ночи солнышко зайдет, ниже,ниже.

- давайте разбудим наше солнышко.

Солнышко, солнышко

Выгляни в окошко.

Ждут тебя малыши,

Ждут тебя крепыши.

Игра имитация (совместно с родителями)

Смотрит солнышко в окошко, изображают окошко руками

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки- хлопают в ладошки

Очень рады солнышку.

- нашлось наше солнышко, пора на поезде возвращаться домой, садимся в вагончики. (совместно с родителями)

Загудел паровоз и вагончики повез:

-Чу-чу-чу-чу, далеко я покачу.

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, пыхтит паровоз,

Домой он ребят повез.

Совместное пальчиковое рисование солнышка

Публикации по теме:

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Фотоотчет «Цикл профилактических занятий для подростков «Курить — здоровью вредить»Фотоотчет «Цикл профилактических занятий для подростков «Курить — здоровью вредить» Отчет о проведении цикла занятий «Курить - здоровью вредить» В рамках программы по профилактике ПАВ «Верный путь», с воспитанниками старшей.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР)Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР) Ежик № 1 Программное содержание: Воспитывать интерес к аппликации. Учить правильно действовать ножницами. Разрезать поперек узкие полочки,.

Цикл занятий «Городская среда» по бумагопластике в 1 классе ДШИЦикл занятий «Городская среда» по бумагопластике в 1 классе ДШИ Бумага -отличный материал для создания простых и выразительных макетов зданий. С учениками 1 класса художественного отделения ДШИ мы за.

Цикл занятий по художественно-эстетическому развитию детей 4–6 лет «Летние приключения»Цикл занятий по художественно-эстетическому развитию детей 4–6 лет «Летние приключения» Попробуйте взглянуть на мир глазами ребёнка, и вы вновь будете удивляться всему, как он. Тим Селдин Лето- яркое и совершенно особенное.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). ОкончаниеЦикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). Окончание Зайчик № 6 Программное содержание: Развивать у детей творческую инициативу, сообразительность при выполнении задания. Упражнять в вырезывании.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение.Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение. Лягушка № 3 Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к аппликации. Закрепить у них навыки вырезания. Учить разрезать квадрат.

Цикл психологических занятий «Попробуй, повтори!»Цикл психологических занятий «Попробуй, повтори!» В рамках реализации социального проекта "Пусть улыбаются особые дети" на базе МБДОУ детский сад №21 "Солнышко" компенсирующего вида я провела.

Цикл занятий по скульптуре в 6 классе ДШИ. Создание рельефов в камнеЦикл занятий по скульптуре в 6 классе ДШИ. Создание рельефов в камне На занятиях по скульптуре в 6 классе пришло время работы с твёрдым материалом-камнем. Для работы выбрали небольшие плашки дагестанского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл адаптационных занятий «Солнышко»
Опубликовано: 14 сентября 2023 в 15:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД