Лилия Параняк
Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Параняк Лилия Степановна
Чтение произведений детской литературы, как способ экологического образования дошкольников
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, чтение, воспитание, личность, дошкольник
Аннотация: В статье автор пишет о том, как чтение книг о природе поможет воспитать у дошкольника чувство бережного отношения к природе в целом, сформировать потребность заботиться об экологической чистоте. Правильное экологическое воспитание может предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; формируются и развиваются особенности волевого характера.
Публикация «Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь»
Ф. Майор
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. В конце XX начале XXI века, когда особенно усилились процессы урбанизации, основная масса населения сосредоточилась в городах и потеряла первоначальную связь с природой. В итоге их поведение очень изменилось: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, но ничего не отдавая ей взамен. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура могут вывести планету из этого катастрофического состояния, в котором она пребывает сейчас.
Низкий уровень экологического образования – это проблема цивилизации в целом. В последнее время значительно возросло внимание ученых к исследованию уровня экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, И. С. Матрусова, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе. Однако, многообразие трудов, программ обучения и творческих разработок порождают множество вопросов и не дают конкретного положительного эффекта.
И. Д. Зверев определяет экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающие экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды» [1]
Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. [1] Дошкольный возраст - это период когда происходит процесс развития индивидуально-психологических и формирование социально-нравственных качеств личности. Именно поэтому дошкольный возраст является уникальной ступенью непрерывного экологического образования и должен рассматриваться как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с самого раннего детства. Экологическое воспитание можно определить, как формирование у детей экологического сознания, как совокупность знаний, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающий мир как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное отношение к природе.
Существует два способа познания мира: научный и художественный. Художественный способ - это переживание содержания, сопереживание персонажу. [4]
Чтение художественной литературы способствует воспитанию чувств. Действительно, читая произведение, ребёнок осваивает нравственно – эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев. В дошкольном возрасте главной особенностью является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.
Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе книг идёт развитие представлений ребёнка о правильном отношении к окружающему миру. Познавать мир с помощью книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.
Систему нравственных ориентиров даёт чтение произведений таких авторов, как: В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Есенина, Ф. И. Тютчева и др. Произведения этих авторов глубоко воздействуют на чувства детей, формируют определенное мышление и отношение к природе.
Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина служат примером бережного отношения к природе. Их рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать.
Поэтическими произведениями К. Паустовского мы прививаем великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза несет в себе огромный запас знаний о мире, не только о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.
Стихотворения С. Есенина, Ф. Тютчева, И. Бунина внушают через красоту природы любовь к родине, к бережному отношению окружающей нас природы.
Чтение произведений о природе позволяет расширить кругозор экологических знаний, развить умение наблюдать. Учит всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Детские художественные книги о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Они переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, страх, радость. Авторы в интересной форме дают детям представления об окружающей природе, о ее закономерностях, знакомят детей с нормами экологической этики, учат беречь и защищать природу.
Чтение литературы может быть как отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей, так и интегрировать с другими областями образовательной деятельности.
Итак, на основе знаний, которые дети получают через чтение произведений детской художественной литературы, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы и ценить ее.
Конечно, мы не можем говорить о том, что только чтение литературы оказывает огромное влияние на экологическое воспитание дошкольника, но мы можем с уверенностью сказать, что оно обеспечивает эффективное развитие экологической культуры личности. Кроме того систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Библиографический список
1. Арчегова И. Б. Экологическое мировоззрение – основа развития// Проблема экологии. – 2003. - №2.-114 с.
2. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2009.-288 с.
3. Майор Ф. Воспитание – сверхзадача человечества// Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. М., 1990
4. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Младшая группа. /сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с.
5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий/ авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. - Волгоград: Учитель,2008.-271 с.