Антонина Белкина
Бумагопластика с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Тема: развитие мелкой моторики и речевого развития детей дошкольного возраста средствами бумагопластики.
Цель: развитие мелкой моторики и познавательного развития детей дошкольного возраста средствами бумагопластики.
Задачи:
Публикация «Бумагопластика с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- формировать умение создавать декоративные сюжетные композиции при новых способах обработки бумаги разной фактуры;
- развивать сенсорные способности и творческую активность;
- воспитывать внимание, самостоятельность, трудолюбие, интерес к практической деятельности;
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев рук. Она взаимодействует с психическими процессами, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями.
Рассмотрев целевые ориентиры согласно требованиям ФГОС ДО, на завершающем этапе дошкольного образования ребё нок должен:
• Обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах детской деятельности, и прежде всего в игре; владеть разными видами и формами игры, различать условную и реальную ситуацию.
• Достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей.
• Имея развитую крупную и мелкую моторику, может контролировать свои движения и управлять ими.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства.
Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому и даёт большой простор творчеству.
Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному.
С детьми младшего дошкольного возраста используют такие приёмы, как комканье, сминание, приминание. Тематика работ самая разнообразная (бусы, ягоды, грибы, облака, лужи, сугробы, деревья, одуванчик на лугу, весёлая гусеница, овощи и фрукты, снеговик и т. д).
В средней группе добавляются следующие приё мы работы: сгибание в разных направлениях, получение петель, накручивание на карандаш. Тематика работ многообразна - корзина с овощами и фруктами, красивые деревья и кусты, цветы, забавные зверюшки.
В старшей группе включаются такие приемы как скручивание трубочек, скручивание конусов, скатывание салфеток. С детьми выполняются композиции по мотивам произведений художественной литературы, фигурки сказочных персонажей, пейзажи.
В подготовительной группе используются все раннее знакомые детям приемы, включая новые складывание гармошкой, складывание с учётом форм, отгибание и выгибание краёв, нарезка и распушение, торцевание. Тематика работ самая разнообразная.
Навыки и знания дети с удовольствием применяют в таких направлениях, как:
• интерьерный дизайн;
• театральное оформление (изготовление декораций, масок);
• изготовление поделок и сувениров к праздникам;
• пособия для дидактических игр;
• атрибуты для сюжетных игр.
Приобретённые знания и умения детям будут полезны и во взрослой жизни.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики и речевому развитию была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих принципов:
- работа должна быть систематичной и постоянной;
- соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
- соответствовать возрастным требованиям;
- приносить ребенку радость.
При работе с бумагой дети знакомятся со следующими техниками:
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Поделки из салфеток. Салфетки - это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.
Декупаж - (от французского decoupage — существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки.
Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово "оригами" в переводе с японского - "сложенная бумага". Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.
Бумажная скульптура - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Работы детей используются в самостоятельной игровой деятельности, в оформлении интерьера детского сада и группы, в оформлении выставок.