Татьяна Голубева
Дидактическое пособие для ознакомления детей с родственными словами «Посади зёрнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие сделано мной в программе Word, картинки - с просторов Интернета.
Возраст: 4+
Задачи:
- знакомство с понятием «родственные» слова;
- закрепление навыков словообразования и словоизменения;
- активизация и обогащение словарного запаса;
- развитие языкового чутья, творческих способностей, связной речи в процессе составления предложений и текстов с родственными словами;
- формирование психологической базы речи (мышления, слухового внимания, восприятия, памяти).
Публикация «Дидактическое пособие для ознакомления детей с родственными словами „Посади зёрнышко“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Посадка и выращивание растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2016
Комплектация: наборные полотна - плоскостные ламинированные изображения растений формата А3 (4 шт.) с наклеенными по поверхности кусочками липкой ленты велькро для крепления карточек и с кармашками в виде бантов разного цвета; ламинированные карточки-зёрнышки (16 шт.) с картинками - опорными словами; ламинированные карточки-цветы (96 шт. ; по 6 одинаковых по форме и цвету) с картинками - родственными словами.
Наборные полотна
"Зёрнышки" с опорными словами
Карточки - цветы с родственными словами
Список опорных и родственных слов:
1. Снег (снежинка, снеговик, снегирь, Снегурочка, подснежник, снегокат).
2. Вода (водяной, водоросли, водолаз, подводная (лодка), водопад, земноводные).
3. Дом (домик, домовой, домашние (животные), бездомный, домище, домохозяйка).
4. Лес (лесок, лесник, лесные (звери), Лесовичок, лесоруб, лесовоз).
5. Сад (садовник, садик (детский), садовые (цветы), зоосад, рассада, посадка).
6. Рыба (рыбка, рыбак, рыбалка, рыбный (суп), рыбий (хвост), рыболовное или
рыболовецкое (судно)).
7. Кот (кошка, котята, котик, Котофей, кошачий (хвост), котище).
8. Ухо (ушкО (иголки), подушка, наушники, ушанка, длинноухий, ушастый).
9. Нос (носик, носовой, носорог, длинноносый, носач, носище).
10. Рука (ручка, рукав, рукавицы, наручники, рукодельница, рукопись).
11. Лёд (ледяные (сосульки), льдинка, леденец, ледянка, ледокол, ледник).
12. Гриб (грибы, грибок, грибочки, грибной (суп), грибники, грибница).
13. Солнце (солнышко, солнечная (система), подсолнух, солнечный (зайчик),
подсолнечное (масло), солярий).
14. Море (моряк, морской (конёк), морепродукты, мореплаватель, Лукоморье,
поморник).
15. Дорога (дорожка, подорожник, дорожные (знаки), железнодорожный (вокзал),
внедорожник, велодорожка).
16. Школа (дошкольники, школьник, школьница, школьные (принадлежности),
пришкольный (сад), дошколка).
Описание игры:
Логопед читает стихотворение:
В землю посади зерно.
Вскоре прорастет оно.
И увидишь ты цветы
Небывалой красоты!
Зернышко-карточка с опорным словом, к которому впоследствии будут подбираться родственные слова-цветы, помещается в кармашек-бант («высаживается»), слово озвучивается. В зависимости от варианта игры, к слову подбираются карточки-цветы с родственными словами и прикрепляются на наборное полотно, тщательно анализируются с точки зрения звукового и смыслового состава.
Если все слова-родственники подобраны правильно, все цветы на наборном полотне окажутся одинаковыми по цвету и форме.
Родственные слова для разных возрастных категорий важно подбирать по уровню сложности (см. Список опорных и родственных слов). Для детей 4 лет достаточно уметь называть 3-4 родственных слова, для пятилетних детей – 5 слов, для шестилеток – все имеющиеся в пособии, детям старше 6 лет желательно дополнительно называть слова, которых нет на картинках.
Варианты игр.
Игра 1. «Доскажи словечко»
Логопед читает детям стихотворение (строчку из стихотворения, а дети добавляют слова, связанные с заданным словом.
Например, добавить слова, связанные со словом «СНЕГ»:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег).
С облаков летят пушинки — серебристые (снежинки).
Вот веселье для ребят — мчится новый (снегокат).
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурочка — это девочка (Снегурочка).
А на ветках – посмотри – в красных майках (снегири).
А цветок с названьем снежным называется (подснежник).
Игра 2. «Посмотри и назови»
Карточки-цветы раздаются детям. Дети называют слова, изображенные на картинках и прикрепляют их на наборное полотно с соответствующим опорным словом-зернышком.
Игра 3. «Отыщи главное слово»
На наборное полотно помещаются родственные слова, а кармашек для зернышка пуст. Нужно назвать все родственные слова и догадаться, от какого «главного» слова они все образованы. После того, как правильный ответ дан, в кармашек помещается зернышко с опорным словом.
Игра 4. «Запомни – назови»
Детям читается рассказ (стихотворение, из которого предлагается выделить и назвать родственные слова, определить, какое из них главное. Группа названных детьми слов помещается на наборное полотно.
Например, «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» (Т. Голубева):
У рыбака весь улов невелик:
Добыл одну рыбку сегодня старик.
Но непростая та рыба была:
Желанье любое исполнить могла!
Рыболовное судно старик пожелал.
На нем выйдя в море, много рыбы поймал.
Довольный с рыбалки вернулся домой.
Рыбного супа поели с женой,
Рыбьим хвостом кота накормили…
Долго и счастливо жили и были!
Игра 5. «Какое слово лишнее?»
Логопед читает детям сказку «Хитрая гусеница» (Т. Голубева):
«Вылупился из яйца гусенок. Всё ему интересно. Повстречался гусёнок с гусеницей. «Ну всё, сейчас склюёт!» - подумала гусеница. Но гусёнок был маленький и не знал, что гусениц положено клевать.
- Ты кто такая? – спросил гусёнок.
- А ты кто такой?
- Я – гусёнок, а там мои родители: папа – гусь и мама – гусыня.
- А я ваша родственница – гусеница! Ты беги к родителям, обрадуй, что к вам тётушка приехала, а я пока за своим чемоданом сползаю!
Побежал гусёнок родителей радовать, а гусеница поскорей убралась восвояси».
Верно ли, что слова гусь, гусыня, гусёнок и гусеница являются родственными? (Выслушиваются ответы детей)
Слова тщательно анализируются с точки зрения звукового и смыслового состава.
Далее идет выбор неродственного слова из цепочки слов (слова могут быть схожи по звуковому составу, но разные по смыслу и, наоборот, схожие по смыслу, но разные по звуковому составу).
Например:
Солнце, подсолнух, солонка, солнечный, подсолнечное, солнышко, солярий.
Море, морской, моряк, матрос, мореплаватель, морепродукты, Лукоморье, поморник.
Лед, льдинка, снежинка, ледокол, ледянка, ледяной, ледник, леденец. И т. п.
С помощью логопеда анализируется звуковая и смысловая общность или разница слов. Родственные слова помещаются на наборное полотно.
Игра 6. «Отгадай мои слова»
Игра проводится на начальном этапе знакомства с родственными словами, пока еще детям неизвестен комплект слов пособия.
В кармашек наборного полотна помещается опорное слово. Детям предлагается отгадать, цветы с какими словами расцветут на растении. Дети дают ответы (как правило, вариантов будет больше, чем имеется картинок в наличии, тем самым расширяется и актуализируется словарный запас детей).
Например, когда я проводила с детьми моей группы эту игру, дети «выдали» слов в 2 раза больше, чем имелось в наличии на карточках.
Подбирали родственников к слову «ВОДА»: водичка, водопой, водолаз, водолей, подводник, подводная, водяной, водоплавающие, водный, водопад, водоросли, земноводные.
Игра 7. «Объясни слова»
Опорное и родственные ему слова помещаются на наборное полотно. Дети должны объяснить значение каждого имеющегося слова.
Например:
Подорожник – лекарственное растение; внедорожник – автомобиль, который ездит там, где не каждый транспорт сможет проехать (по бездорожью); дорожка – узкая дорога, тропинка; и т. д.
Игра 8. «Составь предложение»
Ребёнок берёт любую карточку и составляет предложение со словом, изображенным на ней.
Более сложный вариант, когда ребёнок использует в одном предложении 2 и более слов.
Например:
Дошкольник Ваня скоро пойдет в школу и станет школьником.
У бабушки в деревне живут кот, кошка и котята. И т. п.
Игра 9. «Сочиняем рассказ»
Ребёнок отбирает карточки с родственными словами и придумывает с этими словами предложения, объединенные одним сюжетом. Поначалу педагог может сам составлять неполные предложения, а дети дополняют их подходящими словами с карточек.
Например:
Коля и Таня с папой пошли в лес. Таня увидела первый гриб. Это был мухомор. А потом стали попадаться и съедобные грибы. «Осторожнее выкручивайте грибок из земли, не повредите грибницу!» - учил папа. Грибники набрали много грибов. Мама сварила из них вкусный грибной суп, а мелкие грибочки замариновала.
ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО К ТАКОЙ СЛОВАРНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРИВЛЕКАТЬ ИХ РОДИТЕЛЕЙ!
Автор пособия: Голубева Татьяна Валерьевна,
учитель -логопед МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок» г. Димитровграда