Надежда Проказина
Акмеология, как наука: предмет, область исследований, цели и задачи. Профессиональная ориентация личности
▼ Скачать + Заказать документы
Акмеология как наука : предмет, область исследований, цели и задачи.
Профессиональная ориентация личности.
Акмеология – молодая и интенсивно развивающаяся область знания, имеющая своим предметом зрелость человека, и в узком значении – профессиональную зрелость, или профессионализм. Она находится на стыке многих областей знания и реализует интегративный подход в исследованиях зрелости. Родовой наукой для акмеологии является психология, но на сегодня акмеология вышла за ее пределы. В силу интегративного характера акмеологии в акмеологических исследованиях широко применяются различные методы науки, и прежде всего психологические. В то же время в акмеологии уже создан собственный методический инструментарий, базирующийся на акмеологическом и акмеографическом подходах. Акмеология развивается по пути дифференциации, что находит отражение в появлении многочисленных новых отраслей прикладной акмеологии.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Большое внимание в акмеологии уделяется факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют человеку достигнуть уровня «АКМЕ» (иначе говоря «ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ», «ВЕРШИНЫ»).
Предмет акмеологии - объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (способности, компетенции и др.) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.
ЗАДАЧИ АКМЕОЛОГИИ
Задача 1
Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости. Прослеживание зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества.
Человек существует и развивается как индивид (живой организм, как личность и как субъект деятельности. Акмеология всесторонне освещает особенности развития человека на ступени зрелости и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности
Задача 2
Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в их индивидном, личностном и субъектном развитии, прослеживание и определение их общих, особенных и единичных характеристик.
Характер и уровень проявления у человека индивидных, личностных и субъектных особенностей на всем протяжении ступени зрелости переживают и взлеты, и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям себя в разных видах деятельности.
Вершины в развитии, когда человек достигает наиболее высокого уровня в состоянии своего здоровья, когда в своих поступках он наиболее полно проявляет усвоенные им основные ценности жизни и культуры, а в своих деяниях в главной для него области труда устойчиво проявляет профессионализм, свидетельствуют о том, что он достиг в этом своем развитии «МАКРОАКМЕ».
Предваряют это достижение человека большого «акме», как правило, «МИКРОАКМЕ».
Задача 3
Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как одной из форм его «акме». Выявление общего, особенного и единичного в профессионализме и путях его достижения у людей, занятых в разных сферах деятельности. Теоретическое обоснование и практическая разработка технологий, оптимизирующих процесс формирования и развития профессионализма у людей, представляющих различные сферы труда.
Задача акмеологии состоит в том, чтобы при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности выделить общее, что их объединяет, и таким образом научно раскрыть содержание явления высокого профессионализма и особенности его формирования
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии.
Профессиональное самоопределение - выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала.
Профессиональная ориентация – это совокупность экономических, медицинских, социальных, психологических и педагогических мероприятий, направленных на развитие профессионального призвания, выявление интересов, способностей, пригодности и других элементов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Основные формы профориентации :
1. профессиональное просвещение – воспитание осознанной потребности в труде: начальная профессиональная подготовка студентов и школьников через уроки труда;
2. профессиональная информация – комплекс мероприятий по ознакомлению молодежи и прочих лиц с ситуацией на рынке труда
3. профессиональная консультация – это содействие определившимся в выборе профессий предлагаемых работодателем, через изучение личных качеств консультируемых индивидов с целью выявления состояния здоровья, направленности и интересов, структуры способностей и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения
4. профессиональная пропаганда – разновидность профессионального просвещения, которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к определенной профессии или специальности путем показа ее привлекательных сторон с критикой конкурирующих на рынке профессий или специальностей
5. профессиональная реклама – неотъемлемый элемент рынка труда, представляющий собой информацию о характере и состоянии конкретного вида профессиональной деятельности, должностях, требующих замещения специалистами, с целью их популяризации, создания кадрового спроса и его согласования с кадровыми предложениями;
6. профессиональная пропедевтика – различные формы участия человека в тех или иных сторонах будущей профессиональной деятельности, предваряющие принятие окончательного решения о выборе профессии;
7. профессиональный предварительный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека еще на этапе выбора профессии путем знакомства его с требованиями профессии, изучения личных особенностей, предоставления возможности включиться в определенную деятельность.
Вершины в профессиональном развитии человека
Профессиональное «акме» - это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека на данном отрезке жизненного пути.
Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — это интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией, означающая, что человек выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени.
Профессионализм включает обеспечение человеком высокой результативности труда, эффективное выполнение профессиональной деятельности во взаимодействии с другими людьми, наличие профессионально важных качеств личности у человека труда. Поэтому
Понятие "Профессионализма" охватывает три стороны труда:
Профессиональная деятельность — это активность человека, направленная на преобразование предмета труда с целью получения результата, отвечающего общественным и. материальным и духовным потребностям.
Профессиональное общение — это активность человека, направленная на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета труда; профессиональное общение может быть рассмотрено как одно из средств повышения эффективности профессиональной деятельности.
Личность профессионала - это совокупность психических свойств, состояний человека труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности и вместе с тем изменяющихся и совершенствующихся в ходе труда.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это способность человека решать определенный круг профессиональных задач.