Лучший педагог года

Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Денисенко Сергей Владимирович
Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптивная физкультура (сокращенно АФК) – это меры спортивно-оздоровительного характера, которые ориентированы на реабилитацию человека с ОВЗ и его адаптацию к здоровой социальной среде. Такие занятия не только активизируют двигательные способности, но и помогают преодолеть психологический барьер и улучшают качество жизни в целом. АФК – это уникальный метод, при котором выполнение физических упражнений хорошо воздействует на общее состоянии ребенка.

Публикация «Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Для построения процесса физического развития детей с ограниченными

возможностями здоровья необходимо быть осведомленным о состоянии здоровья ученика, его физических, психических и личностных индивидуальных

особенностях, в связи с тем, что первоначальным условием начала

образовательного процесса является характеристика ученика. Нужно отметить,

что по классификации болезней категория детей с ограниченными

возможностями здоровья очень разнообразная. В том числе важными факторами являются возраст, степень тяжести, медицинские показания по сопутствующим заболеваниям и вторичным отклонениям, структура протекания болезни.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые,

связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора.

Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно

развивают речь и интеллект. Так же восстанавливается связанная с моторикой

вегетативная система. В инклюзивной школе дети с ОВЗ выполняют те же

упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и

приемы АФК.

Существуют основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и

возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых,

нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления

сохраненных, создание «обходных путей».

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит

те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным

результатом.

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины

психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность: многообразие упражнений и условий их выполнения

разные способы регулирования эмоционального состояния.

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и

его родителей на внеклассных и внешкольных спортивных мероприятиях.

При помощи адаптивной физкультуры можно значительно улучшить

психофизическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а самое главное – приучить их к таким упражнениям, которые будут им по силам, и научить

управлять своим телом и эмоциями. Дети, которые занимаются АФК, более скоординированы, подвижны, ловки. Им легче дается освоение окружающего пространства, улучшаются речь, память, концентрация внимания, способность к общению со взрослыми и детьми. Принятие собственного тела помогает ощутить себя полноценной личностью со своими собственными желаниями.

Средствами адаптивной физической культуры являются физические

упражнения, природные и гигиенические факторы. Основную роль занимают

физические упражнения, благодаря которым учитель вырабатывает направленное воздействие на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, решает вместе с ним развивающие, коррекционные, воспитательные, оздоровительные и профилактические задачи. В следствие многоповторного выполнения упражнений ученик улучшает свою физическую форму, совершенствует движения и развивает новые двигательные возможности. Также результат от регулярных физических упражнений способствует большому количеству изменений биологических структур и функций. Человек с ограниченными возможностями здоровья в любом возрасте может прибегнуть к физическим упражнениям, и они будут давать положительный результат, но особенно сильно адаптивная физическая культура влияет на растущий организм.

Физические упражнения имеют ряд преимуществ: развитие и укрепление

опорно-двигательной системы, улучшение тонуса и эластичности мышц,

увеличение силы и укрепление суставов; стимулирование кровообращения и

обмена веществ; увеличение работоспособности мозга и стрессоустойчивости;

развитие сенсорных функций.

Адаптивная физическая культура способствует развитию интересов и

потребностей, воспитывает характер, формирует поведение и волю благодаря

тому, что на уроках физической культуры упражнения наполнены

целенаправленными действиями, сопряжено с множеством психических

процессов, с регулированием качества движений, с умственной деятельностью и эмоциональной реакцией.

Выделяют эффективный способ проведения занятий физической культуры

для детей с ограниченными возможностями здоровья, который развивает

координацию, волевую и психическую составляющую характера ученика, это игра.

Люди всех возрастов с радостью вовлекаются в игры, потому что именно игра

может удовлетворить потребности человека в эмоциях, досуге, общении и

активной деятельности, а также является способом самовыражения. При выборе игр необходимо учитывать индивидуальные физические особенности,

двигательные возможности группы, а также возраст. Доказано, что игровой

процесс является не только развлечением, но и способом повышения телесно-двигательной активности, развития умственной деятельности и выражения

эмоций. Главным принципом в проведении физической культуры для учеников с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход,

исходя из которого распределяются нагрузки.

Но существует ряд противопоказаний к АФК:

1. Обострение хронических заболеваний и инфекционные

заболевания;

2. Сердечно-сосудистые заболевания;

3. Легочная недостаточность;

4. Заболевания крови;

5. Нарушения спинального кровообращения;

6. Злокачественные образования;

7. Почечная недостаточность;

8. Хронический гепатит;

9. Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки;

10. Осложненный сахарный диабет;

11. Эпилепсия;

12. Остеохондроз позвоночника с осложнениями;

13. Психические заболевания.

Таким образом, благодаря организации постоянных занятий адаптивной

физической культурой заметно улучшается психофизиологическое состояние

детей с ограниченными возможностями здоровья, а также, что не менее важно

происходит приобщение учеников к необходимым им физическим упражнениям и способностью управлять своим психофизиологическим состоянием.

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа

по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети

с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути

оздоровления, совершенствования и самореализации.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 22:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД