Папки-передвижки

Сценарий внеклассного мероприятия «75 лет снятия блокады Ленинграда» (13 фото)

Татьяна Борисовна Козырева
Сценарий внеклассного мероприятия «75 лет снятия блокады Ленинграда»

ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулёзом ДЗМ» ТЛПО № 1

Сценарий внеклассного мероприятия

75 лет снятия блокады Ленинграда "

Подготовили педагоги:

Умярова Д. Р. -воспитатель 1 кв. категории

Козырева Т. Б. - соавтор, 1 кв. категории.

Москва, 2019г.

-2-

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у детей.

Задачи:

1. Орбазовательная:

- расширять кругозор учащихся в рамках исторических значимых

событий нашей страны;

Публикация «Сценарий внеклассного мероприятия „75 лет снятия блокады Ленинграда“» размещена в разделах

- повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности

2. Развивающая:

- развивать потребность узнавать историю своей страны, индивидуальные

творческие и коммуникативные способности учащихся, инициативу,

любознательность и самостоятельность;

- умение делать выводы на основе полученных знаний, делать пояснение к ним.

3. Воспитательная:

- воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим

историческим событиям;

- способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, видеоролики, плакаты,

мел, учебная доска

Использованная литература:

1. Дневник Тани Савичевой – электронный ресурс:

https://ribalych.ru/2014/07/02/blokadnyj-dnevnik-devochki-tani-savichevoj/

2. видео блокады ленинграда – электронный ресурс

-3-

ВЕД-1: Сегодня мы собрались отметить невероятно важное и значимое событие не только для одного города, но и для всей страны – 75 годовщину со дня полного снятия блокады с Ленинграда. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня.

ВЕД-2: Даже сейчас, когда давно смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением, когда мы становимся свидетелями, как пытаются переписать нашу историю заново, пытаются умалить значение нашей страны в общей победе, и как стараются уничтожить память о войне, выраженную в памятниках и обелисках.

ВЕД-1: Блокада Ленинграда является частью Великой Отечественной войны. Это трагичная и великая страница нашей истории. И каждый, кто находился в блокадном городе - герой.

Что же такое блокада? Враги замкнули вокруг города непреступное кольцо. Сделали так, чтобы через это кольцо никто не смог проникнуть.

ВЕД-1: В первые дни мало кто верил, что всё очень серьёзно, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс забрали все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно.

ВЕД-2: Эвакуироваться (т. е. уехать из города) удалось далеко не всем, а когда начались обстрелы Ленинграда, это стало уже невозможным

Когда я приезжаю в Ленинград,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду,

Что эти звёзды - слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду

ВЕД-1: Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это

блокада города фашистскими захватчиками. В блокаде оказалось около

3 миллионов человек.

900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.

По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.

-4-

Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград….

После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Ленинград. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

1 реб - Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили

на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов,

5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

Пытал нас враг железом и огнем.

«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, —

Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди — камни Ленинграда

2 реб- Но гитлеровцы просчитались.

Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские

обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили

железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город.

До сегодняшнего дня в Ленинграде на зданиях сохранились щиты с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле.

3реб - Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио

транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.

Во тьме казалось: город пуст;

Из громких рупоров — ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый.

То был не просто метроном,

В часы тревоги учащенный,

Но наше твердое — «живем!»,

Не дремлет город осажденный

при обстреле». В. Азаров

-5-

4реб- В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой

ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду

подчас под обстрелами. Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов.

«Голодная смерть»

125 блокадных грамм

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит.

Как из недр его вопли: "Хлеба!" -

До седьмого доходят неба.

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть. Анна Ахматова

ВЕД-2: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет?

Я раньше тоже не знала…

Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек.

И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб.

И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

5реб- В конце ноября 41 года ударили морозы

(в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

«По воду»

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замёрзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольёшься из ведёрка,

Я привезу тебя домой. Варвара Вольтман-Спасская

-6-

6реб-Даже в таких жутких условиях дети учились.

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и

некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где

проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила.

Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах.

Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

«Сотый день или о героическом труде»

Вместо супа — бурда из столярного клея,

Вместо чая — заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад.

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

7реб- Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот. Ю. Воронов

В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы.

Человек был обречен. Так не стало и маленькой девочки Тани Савичевой.

8реб- Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки

Тани Савичевой.

Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда

читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи. 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

-7-

Всю семью унесла блокада. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда и два года Таня еще жила. Но ее часто мучили головные боли у нее открылся туберкулез. А незадолго до смерти девочка ослепла, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!» И. Малышев

Но ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких тяжёлый условиях. Работали театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!

9реб- В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали

музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели

культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

Демонстрация муз. отрывка из 7 симфонии Д. Шостаковича

(«Ленинградской»)

10 реб- Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев.

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки.

Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили

из промерзших цехов.

Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий,двенадцать тысяч минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. В таких жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским.

-8-

11реб- Ставка Верховного главнокомандования предпринимала

усилия, чтобы облегчит жизнь людей в блокадном Ленинграде.

По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы

дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом.

Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.

На протяжении всей Блокады единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро.

Этот путь назвали Дорогой Жизни.

Летом — водный, а зимой — ледовый.

До поздней осени в город по этому пути шли баржи с продовольствием, в начале зимы на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз.

Чуть позже по ледовой дороге пошли грузовики.

Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. Каждый их рейс был подвигом. Потому что сверху, с воздуха, велись обстрелы вражескими самолётами.

Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни"

«Лениградская поэма»

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Казалось, что конец земле…

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли.

Он жив еще. Он рядом где-то

На Ленинград! На Ленинград!

Там на 2 дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так – на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

– Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут, пустяк,–

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарням до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам. О. Берггольц

-9-

12реб- С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а

обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина

не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна

фашистскими самолетами.

Но город жив, он выйдет из бомбежек.

Из города, из горя, из зимы.

И выстоит. иначе быть не может.

Ведь это говорю не я, а мы!

13реб- 4 января 1944 советские войска перешли в наступление.

Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок.

По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Мы чашу горя выпили до дна

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

14реб- За годы блокады от голода и холода погибло по разным данным

от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона человек.

При обороне города легло на поле битвы более двух миллионов наших

воинов. Такова была цена нашей победы…

ВЕД-2: 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся

в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу

присвоено звание «Город-герой».

22 декабря 1941 года была учреждена медаль

«За оборону Ленинграда».

Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде,

из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.

Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке одолел блокаду,-

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда»

-10-

ВЕД-1: Ленинградцы выстояли и победили.

27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев,

которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей.

Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской

блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

ВЕД-2: Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

ВЕД-1: Прошло 75 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах…

ВЕД-2: Опять война, опять блокада,-

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!

ВЕД-1: Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух

не сломлен!

ВОПРОСЫ ДЕТЯМ:

1. Ребята, какие чувства у вас возникают после проведения такого мероприятия?

2. Можно ли людей, переживших блокаду Ленинграда, назвать героями?

Почему?

ВЕД-2: Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду, но она рождает не

слабость, а силу. Силу восхищения подвигом ленинградцев,

благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя спасения наших

жизней.

Сценарий внеклассного мероприятия «75 лет снятия блокады Ленинграда»
Фото «75 лет снятия блокады Ленинграда»
Сценарий внеклассного мероприятия - фото
ГБУЗ МНПЦ борьбы с туберкулёзом ДЗМ ТЛПО Сценарий внеклассного мероприятия лет снятия Блокада Ленинграда блокады Ленинграда Подготовили педагоги Умярова Д категории Козырева Т Цель воспитание нравственно патриотических качеств у детей Сценарии Внеурочная деятельность Внеурочные занятия в школе День Победы Школьные уроки и сценарии к мая Сценарии праздников Развлечения досуги утренники Школа Материалы для школьных педагогов Темочки повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности Воспитательная воспитывать чувство патриотизма сознательности сопричастности к великим историческим событиям способствовать патриотическому воспитанию учащихся
Публикации по теме:

27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Подборка книг ко Дню снятия блокады ЛенинградаПодборка книг ко Дню снятия блокады Ленинграда 27 января - день полного снятия блокады Ленинграда. В родительских читательских сообществах мы ежегодно показываем массу книг о войне,.

Стенгазета «27 Января — День снятия блокады Ленинграда»Стенгазета «27 Января — День снятия блокады Ленинграда» Авторы: Арутюнян Лусине Врежевна, Макарова Любовь Михайловна ГБОУ СОШ ДОУ №625День снятия блокады Ленинграда!:Было 22 июня 1941 года.

Фотоотчёт «75-я годовщина снятия блокады Ленинграда»Фотоотчёт «75-я годовщина снятия блокады Ленинграда» Фотоотчёт «75-я годовщина снятия блокады Ленинграда» Блокада Ленинграда стала одной из самых черных страниц русской истории, а потому освобождение.

Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда»Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда» Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда» 27 января 2020 года вся наша страна отмечала 76-ю годовщину снятия блокады Ленинграда. Уже стало.

Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда в ДОУ»Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда в ДОУ» Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда в ДОУ» 27 января, в нашем МАДОУ № 4 Золотая рыбка» прошли тематические занятия, посвященные важной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий внеклассного мероприятия «75 лет снятия блокады Ленинграда»
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 14:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД