Лучший педагог года

«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.» (9 фото)

Марина Бахарева
«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.»

Цель: Сформировать представление о содержании и структуре русского народного обряда- первое купание ребёнка.

Побудить интерес к русскому фольклору, предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье.

Развивать интерес детей к старинным названиям предметов русской старины и их предназначению.

Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям и быту предков.

Публикация «„Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа,“» размещена в разделах

Материал: Уголок русской избы, хозяйка в русском костюме, кукла младенец, ухват, чугунок, кочерга,самовар, деревянная и глиняная посуда, ушат с водой, рубаха, кусочек хлеба с солью, уголёк из печи,зёрнышки, денежки, фишки, игрушка домовёнок.

Ход занятия.

Зал оформлен в стиле русской избы. На печи лежит ухват, стоит чугунок. Рядом с печкой стоит кочерга. На столе стоит самовар, деревянная и глиняная посуда. Звучит русская народная музыка, дети входят в зал.

1. На экране мультимедиа показана русская изба, красный угол, крыльцо, семья за столом.

Вед: Здравствуйте, люди добрые!

Низкий вам поклон!

Сегодня мы будем говорить о наших предках и о их житье – бытье. Но давайте вспомним.

- Что означает слово предки?

- Кто были наши предки?

-Чем занимались наши предки?

Воспитатель обращает внимание на детей на мультимедиа, где показана картинка с изображением русской избы и семьи.

- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации и скажите, как называется это сооружение (изба?

- Из какого материала русские мастера строили себе жилище (дерево?

Избу рубили из дерева. Её никогда не красили и ничем не обшивали. Натуральный цвет бревна в пасмурный день был серебряным, а в солнечный светился тёплым медовым цветом.

- Что такое дом для человека?

Человек, чувствуя себя незащищённым от стихии, стремился создать свой дом добрым и уютным. Ставил избу прочно, основательно, и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

Нет нигде в мире дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, в ней всегда пахнет смолой.

А вот крыльцо.

-Крыльцо – дома лицо.

По крыльцу и о хозяине дома люди судят. Крыльцо чистое да крепкое, значит хозяева хорошие. А коли крыльцо скрипит, шатается, грязное да неметеное – ныряхи в доме живут.

Воспитатель приглашает пройти детей в избу, дети садятся на скамейки.

Воспитатель обращает внимание на «красный угол», в нём стоит самые дорогие сердцу вещицы, а в тёмный угол, его называли куть, закуток стояла разная рухлядь. В крестьянских избах не было ни шкафов, ни комодов, все вещи хранились в сундуках.

2. - Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабушка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

Прикладывает ладони к печке.

- ох, хорошо! Прижмутся дети к печке тёплой да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки тёплой жар струится, вкусно да сдобно калачами пахнет, угольки светятся да горницу освещают.

Печка – деревенская кормилица.

Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна.

Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей.

Ой, печи, печи, печи

Всем на радость калачи!

От жаркой соломы

Тепло всему дому.

Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печёт для всей семьи, сдобные калачики – для самых маленьких детушек. Печь избу согревает и освещает. А совсем маленьких ребятишек даже иногда купают в печке. Да, да, не удивляйтесь – в печке настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печке чистой соломы, поставит чугунок с тёплой водой и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

3. А предки наши жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, родители, бабушки, дедушки. А детей в русских семьях всегда было много (показ иллюстрации).

Как же радовались каждому родившемуся младенцу, и как его принимали.

Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так: Три раза человек дивен бывает.»

Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет. Появление ребёнка в семье всегда удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Много раз на своём веку встречает её каждый из нас! А всякий раз весна вновь словно в первые. Так и рождение человека. Появился на земле – для всех он новый! И для него всё впервые. Первое всё особенное, никогда уже не повторится.

Вот сейчас мы с вами посмотрим, как у наших предков проходил обряд первого купания.

Показ обряда первого купания.

- Первое купание - особенное. В ушат с водой клали уголёк из печи, зёрнышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу, будь всегда сыт, и благополучен. А ещё в колыбельку клали оберег – Люлятку, она оберегала младенца от худого глаза, и нечистой силы. Лица у куклы не рисовали, что бы нечистая сила, не могла его сглазить. Оберег брал всё плохое на себя и тем самым защищал малыша.

Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочек – материна, для мальчиков – отцова. Расти хорошо, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье!

Ну а потом в люльку несут. Для первого раза тоже кусочек хлеба с солью клали. Хлеб – соль верный и первый признак доброго расположения, пожелания счастья.

4. Ну, а как не вспомнить о наших прабабушках и бабушках, которые без колыбельных песенок не укладывали малыша спать.

- А вы, знаете колыбельные песни? Кто споёт для нашего малыша?

Ребё нок:

Баю –баюшки-баю.

Жил старик на том краю

Он не беден, ни богат,

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслину едят

Кашу маслину едят

И на деточку глядят

Каша масленая

Ложка красненькая.

5. Дружно, весело жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках.

1. «На что клад, коли в семье лад».

2. «Вся семья вместе, так и сердце на месте».

3. «нет такого дружка, как родная матушка».

4. «Братская любовь крепче каменных стен».

5. «В своей семье, всяк отец самый большой».

6. «Без корня и полынь не растёт».

7. «Изба детьми весела».

6. Физминутка.

Семья могучая

В одном лесу дремучем - покачать руками над головой «деревья»

Жила семья могучая – сложить ладони в «замок»

У них был дом огромный – соединить пальцы над головой «крыша»

И крыша с трубой тёмной – показ трубы

И трубы в колечко дым – круговые движения рук в стороны

Плим – плим – плим. – перещёлкивание пальцами

7. В гости приходит Домовой.

Из – за печки раздаётся ворчание.

Дом: Сама –то печка добрая, всем найдёт кусок пирога да куриную ножку.

А вот люди сами норовят всё съесть, мне ничего не оставить.

ВЕД: Кто – это из-за печки со мной разговаривает?

Дом: Это я, запечный житель.

ВЕД: Запечный житель? Кто ты таков?

Дом: Зовут меня известно как: Домовой – Кузя. Слыхали?

ВЕД: Слыхали! Слыхали! Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. Правда, это?

Дом: Вот уж напраслина, хозяюшка. Так я совсем обидеться могу.

ВЕД: садись, Домовой к печке – здесь тебе будет уютнее.

Значит ты – запечный житель? Ты всё видишь и знаешь, что в доме происходит?

Дом: Моё дело за печкой ухаживать, сковородки серебрить, да ночью, когда все спят, сладкие сны навевать.

ВЕД: А я слыхала, что домовые проказники. Потеряется в доме какая нибудь вещь – опять говорят – Домовой утащил. Правда, это?

Дом: Да не проказники мы, а помощники. Поищет – поищет человек потерянную вещь, а когда найдёт – вспомнит, что сам её положил не на то место. Поэтому и говорят: «КАЖДОЙ ВЕЩИ ВДОМЕ СВОЁ МЕСТО».

ВЕД: Говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства.

Дом: Это верно. Что посуда, что веники, что скатерти всякие – никто лучше нас в этом не разбирается.

ВЕД: Кузя, а как ты думаешь, хорошо ли знают домашнее хозяйство наши ребята?

Дом: А мы сейчас это проверим. Хотите, ребята, загадки отгадывать?

1. Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. (печь, огонь, дым.)

2. Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (чугунок)

3. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода. (самовар)

4. Новая посудина, а вся в дырках. (сито)

5. Три братца пошли на речку купаться

Два купаются, третий на берегу валяется

Искупались, вышли, на третьем повисли. (вёдра с коромыслом) и. т. д.

ВЕД: А наши дети знают про тебя Кузя игру, поиграешь с нами?

Игра «Домовой»

Кузя, Кузя Домовёнок,

Знаем мы его с пелёнок (приветливо машут рукой)

Он весёлый и смешной,

Домовёнок озорной. (жест Буратино)

С Кузей поиграем в прятки, (открываем и закрываем лицо ладонями)

Вместе сядем на лошадку, (держим поводья)

Любит вкусно он покушать (гладим живот)

Любит Кузя сказки слушать. (одна рука под щёку)

Домовёнок озорной, как нам весело с тобой!

(приветливо машем рукой).

Кузя прощается и оставляет с детьми, приглядывать за ними своего внучонка Домовёнка. Чтобы его задобрить воспитатель предлагает возле печки поставить блюдечко с молоком.

8. Словесная игра» назови ласково»

- Игра на внимание, сообразительность.

Я называю слово, а вы должны придумать к нему слово в уменьшительно – ласкательной форме. (бабушка, папа, мама, дед, сестра, брат, сын, дочь).

9. Как быстро время пролетело, за играми, песнями, рассказами. Помните детки о своих предках, традициях своего народа, и помните о них, передавайте их своим детям и внукам. Так мы сохраним обычаи и историю русского народа.

Ребё нок:

Россия, Россия края дорогие,

Здесь издавна люди живут

Они прославляют просторы родные,

Детей своих любят и предков здесь ждут.

«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.»
Цель Сформировать представление о содержании и структуре Русские народные традиции и обычаи русского народного обряда первое купание ребёнка Побудить интерес к русскому фольклору предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье Развивать интерес детей к старинным названиям предметов русской старины и их предназначению Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям и быту предков Зал оформлен в стиле русской избы На печи лежит ухват стоит чугунок Рядом с печкой стоит кочерга
Публикации по теме:

Мультимедийная разработка Непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание». В группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 10:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД