Лучший педагог года

«Земля за Байкалом». Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа

Татьяна Литвиненко
«Земля за Байкалом». Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа

Программное содержание

• Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Познакомить с символикой республики Бурятия – флагом.

• Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаментах, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Расширять представление детей о нашей Родине. Формировать в понимании детей образ многонациональной Родины.

• Способствовать развитию познавательных способностей воспитанников, умение работать в группе;

Публикация «„Земля за Байкалом“, Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа» размещена в разделах

• Воспитывать патриотические и нравственные чувства дошкольников.

Материал к занятию :

Иллюстрации (медведь, лошадь); фотографии (флаг, юрта, карта Бурятии, национальные орнаменты); аудиозапись народной мелодии ; фото столицы Улан-Удэ; палочки-кони для подвижной игры; материал для ручного труда (пластилин, бисер, цветная бумага, заготовки одежды из бумаги, клей, ножницы).

Ход занятия:

Дети заходят под национальную бурятскую мелодию и садятся на стульчики.

1. Древнеримский философ Сенека говорил о том, что: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».

- Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина. (Татьяна Бокова)

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (дети отвечают)

А ведь у каждого растения, у каждой былинки есть свое место, откуда она берет жизненную силу. Сегодня мы с вами совершим путешествие «на землю за Байкалом» - в республику Бурятию.

За Байкалом страна в три солнца,

Расстелилась и тут и там,

Где улусов твоих оконца,

Ярко светятся по утрам.

Солнца блик в Селенге играет,

Нет на свете тебя родней,

По земле я родной шагаю,

Что зовётся – Бурятией!

Не любить тебя - невозможно,

Я влюбилась в твои края,

И люблю я тебя безбожно,

Дорогая Бурятия!

2. Посмотрите на карту, ребята, от нашего поселка Култук до республики Бурятии не так уж и далеко.

Воспитатель вывешивает карту.

Как гласит преданье,

Триста лет назад

Встретились в Сибири

Русский и бурят.

Русский земледелец

Возле Ангары

Ковырял лопатой

Кочки да бугры.

Пас бурят отару

Где-то в стороне.

И к нему подъехал

Русский на коне.

«Сайнбайну-у!» - гортанно

Прокричал бурят.

Это означало :

«Здравствуй, русский брат!»

Русский улыбнулся

И сказал: «Привет!»

С незнакомым другом

Разделил обед

С той поры частенько

Виделись они:

Ближе у обоих

Не было родни. (Цыден-Жап Жимбиев)

Бурятия очень красива и своеобразна.

Столица Бурятии город Улан-Удэ. Когда-то этот город назывался Верхнеудинском и начинался с деревянного Удинского острога в 1688 году. Острог был вскоре обнесен деревянными стенами с бойницами. По приказу посла царя Петра 1 Федора Головина он охранялся 200 казаками.

А в 1934 году Верхнеудинск переименовали в Улан-Удэ, что означает красная река (Уда). Город Улан-Удэ стоит на берегу великой реки Селенги, что несет свои воды в озеро Байкал.

Из маленького острога город превратился в крупный центр на востоке нашей страны. Сегодня в городе проживает более 350 тысяч человек.

Воспитатель знакомит детей с фотографиями города.

3. У каждого народа есть свои замечательные люди: это ученые и артисты, архитекторы и строители, поэты и писатели. Вот и я хочу вам рассказать о таком человеке – это Цыден-Жап Жимбиев, народный писатель Бурятии. Своей самой главной задачей он всегда считал, чтобы дети не забывали родной язык своих предков, знали историю, культуру своего народа, и «чтоб наши дети, внуки и правнуки знали свои корни, историю рода и брали с них пример». Около 50 книг издано у Ц. А. Жимбиева, 9 из них переведены на другие языки.

Для детей Цыден-Жап Арсаланович написал хорошие добрые книжки: «Имя человека», «Новая сказка», «Подснежники», «Легенда Тунки». Его книги, это всегда добрый разговор с маленькими читателями, а некоторые стихи посвящены своим собственным детям. Широкая степь, кони-скакуны, живое озеро Байкал, синие кедры – вот темы его стихотворений.

Воспитатель показывает портрет писателя и читает стихотворение их книги «Цветы на снегу» - «Скачки».

4. У республики Бурятия есть свой флаг, гимн и свой президент. Я вас познакомлю с флагом республики Бурятия.

Воспитатель показывает детям флаг.

Государственный флаг Бурятии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос:

Верхний, синий или голубой цвет - ассоциируется с небом и водной гладью, он символизирует вечность, бесконечность, доброту, потомство.

Белый цвет- цвет святости, благополучия, достатка.

Сочетание синего и белого говорит о том, что Бурятия — часть Российской Федерации.

Желтый цвет-цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры.

В левом верхнем углу синей части полотнища флага изображен, желтым цветом, традиционный символ Бурятии (соембо, представляющий собой изображение луны, солнца и очага.

Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг – символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний - современность, а третий - будущие поколения. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна почитается как главное светило, хозяйка ночи.

5. А теперь послушайте загадку и найдите к ней отгадку:

“Дом без крыши и окон

И живут буряты в нем” (юрта).

– Вот в каких юртах жили буряты.

Воспитатель показывает иллюстрацию юрты.

Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра. Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Состояли они из 6-8 стенок, а посередине устанавливались балки, чтоб поддерживать юрту. Для установки юрты использовали конский волос, потому что они при намокании не растягивались.

6. А скажите, про какое животное можно так сказать?

Трусливый как… (заяц)

Проворный как (белка)

Хитрый как… (лиса)

Сильный как (медведь)

А вот кем же является медведь для бурятов?

Медведь на бурятском языке – бабагай. Можно сказать “могучий дядя”, “дедушка”, “старший брат”, “мать-отец”.

Медведь считался священным зверем, буряты считали его сильнее любого шамана. Есть такое выражение “Медведь выше полёта шамана”. Шаманы использовали даже кору с деревьев, которую оцарапал медведь. Такое дерево буряты называли “освящённым деревом”. Когда посвящали человека в шаманы, использовали медвежьи шкуры. Раньше у людей не было календаря и люди считали, что когда медведь выходит из берлоги, начиналась весна, заканчивался зимний сезон и сезон охоты.

“Не наделив человека крыльями – небо подарило ему лошадь” – так гласит бурятская народная мудрость.

7. Что вы можете сказать о роли коня в жизни бурятов?

Буряты не мыслили себя без коней. Конь для бурята – это друг, богатство, радость и гордость. О конях буряты знают ну просто всё. Очень много обычаев, сказок, легенд, ласковых слов они придумывали для лошадей. Буряты никогда не били, не ругали лошадей. Лошади были с человеком и в радости, и в горе, в жару и в холод. Они очень преданные животные, верные друзья. Буряты с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне.

8. У каждого народа есть свои народные игры.

Мы поиграем в игру «Ловкие наездники» - ведь мы с вами говорили, что самое священное животное бурят - это конь.

Дети делятся на 2 команды

Бег на лошади (палочке) вокруг кеглей, кто быстрей.

9. Показ иллюстраций с орнаментами национальных костюмов бурят.

Что это, ребята? (дети отвечают)

Да, это орнамент. Орнаменты мы видим везде. Они обозначают узоры, украшения. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, создала листья и цветы.

“Пусть чуткие, гибкие пальцы

Вышьют искристый и светлый узор,

Чтобы песни, сказки старинные

Достойное место в узоре нашли”.

Этим стихотворением сказано из чего создавались орнаменты – они «собирались» из сказок, песен и всегда соответствовали народу, который его мастерил.

10. Воспитатель предлагает детям пройти в творческую мастерскую и украсить бурятские национальные костюмы народными орнаментами, используя пластилин, бисер и цветную бумагу.

(Продуктивная деятельность детей).

Итог: Мы сегодня окунулись с вами в культуру бурятского народа – коренного населения нашей бескрайней Сибири. И узнали много интересного и познавательного. Но это еще не конец наших путешествий. Мы познакомимся с обычаями, кухней, праздниками, сказками и песнями Бурятии. Поэтому с Бурятией мы не прощаемся, а говорим ей: «До свидания!»

Публикации по теме:

Презентация проекта «Наш дом — планета»Презентация проекта «Наш дом — планета» Уважаемые коллеги, гости!Предлагаемый Вашему вниманию проект, я создавала несколько лет. Использую его в работе как программу дополнительного.

Знакомство с Якутией Цель: Дать представления о Якутии, как части России. Научить определять на карте территорию Якутии. Познакомить с гербом, флагом республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Земля за Байкалом». Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа
Опубликовано: 29 января 2014 в 13:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД