МААМ-картинки

Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет (12 фото)

Светлана Смирнова
Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет

"Экскурсия в мини-музей русского народного быта"

Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре, обычаям и традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

-способствовать развитию интереса к русской культуре, крестьянскому быту, русскому народному фольклору;

Публикация «Экскурсия в мини-музей русского народного быта, Фотоотчет» размещена в разделах

- продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа;

Развивающие:

- способствовать развитию социально-культурных навыков, творческих способностей;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

- обогащать словарь детей народными пословицами и поговорками, загадками, новыми словами.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю;

- уважение к традициям и обычаям своего народа;

- воспитывать интерес к русскому фольклору;

- способствовать воспитанию эстетических, культурных навыков.

Методические приемы:

Словесные:

- пословицы и поговорки;

- отгадывание загадок

- чтение отрывков из сказок;

- рассказы об устройстве русской избы, о предметах народного быта : печь, лапти, валенки, прялка, ложка, чугунок, ухват, крынка, самовар.

Наглядные:

- рассматривание предметов русского быта.

- презентации «Русская изба», «Русские народные сказки».

- сценка «Семечки».

Оборудование: предметы русского быта, проектор, экран, народные музыкальные инструменты, самовар, угощение.

Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей? Они пришли на вас посмотреть и себя показать. Мы гостям всегда рады. Не зря на Руси говорили: «Гость на порог, хозяину-радость.

Проходите, гости дорогие!

Мы не просто вас встречаем,

В наш музей мы приглашаем!

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим виртуальную прогулку в прошлое и познакомимся с предметами русского быта. И экскурсоводы в нашем музее будут не совсем обычные, это ваши бабушки.

Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет
Фото №1 Экскурсия в мини музей русского

У каждого человека есть свой дом. Сейчас многие из вас живут в больших многоэтажных домах, в благоустроенных квартирах, где есть свет, вода, газ. Но так было не всегда.

В старину, у наших дедушек и бабушек, тоже были тёплые дома с печками. Назывались они избами. О русской избе мы попросим рассказать бабушку Димы С.

1 экскурсовод : Изба – традиционное русское жилище. Мастера-плотники с помощью топора рубили избу из бревен, из дерева. Все избы были покрыты крышами. Она была покатая, чтобы дождь скатывался с крыши,а зимой снег не задерживался и не мог ее продавить. Изба была самым главным хранителем семейных традиций. Здесь проживала большая дружная семья. Изба состояла из двух частей: холодной – называлась она «сени» и теплой – где жили люди. Под полом делали небольшой подвал, который назывался «подпол». Там хранили урожай, варенья, соленья, и какие-то вещи. Наверху была небольшая комната, которая назвалась «светелка», она не отапливалась. Еще называют чердак. У входа в избу делали крыльцо.

Воспитатель: Давайте поблагодарим бабушку за интересный рассказ. О том, что находилось внутри избы, нам расскажет бабушка Даниила Г.

2 экскурсовод : Внутри избы находилась комната – «Горница». Здесь принимали гостей. Мебели было не много, стол, лавки, сундуки, посудные полки. Обратите внимание на стол. Как вы думаете, почему он такой большой? Догадались?

(Ответы детей)

2 экскурсовод : Правильно. В старину семьи были большими. Во время обеда все рассаживались за стол на лавки. Стол стоял в углу, лавки располагались у стен. Одни были прибиты к стене, их нельзя было передвигать. Они были широкие, и на них можно было спать. Другие лавки были поменьше, и их можно было передвинуть. Сундуки служили вместо шкафа, в них хранили одежду, а так же на них можно было спать. Самых дорогих гостей усаживали в «красный угол». А как вы думаете, почему его так называли?

(Ответы детей)

2 экскурсовод : Красный – это значит красивый. Здесь располагались иконы, свечи, лампадки. Украшали «красный угол» вышитыми полотенцами – «рушниками». На полу лежали домотканые половики.

Воспитатель: Спасибо вам за интересный и познавательный рассказ.

А мы продолжаем нашу экскурсию. В старинной избе было очень много предметов, без которых в хозяйстве не обойтись. Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь на неё найти отгадку.

Я люблю на ней лежать,

Только это не кровать.

А избы моей сердечко-

Русская большая…

Дети: Печка

Фото №2 Народная культура фольклор народного быта Цель Приобщение детей к русской национальной культуре обычаям и традициям русского народа

Воспитатель: О русской печке мы попросим рассказать бабушку Ани Т.

3 экскурсовод : Самое главное в деревенской избе - это печь. Печь - это сердце дома. Без печки дом считался нежилым. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, сушили продукты и одежду, на ней спали младшие детки и старики, зимой под печкой держали кур. Утром рано, когда все ещё спят, встанет хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку, что б тепло в доме было. До сих пор в некоторых деревянных домах сохранились русские печи. Складывали печь из кирпича, обмазывали глиной, затем белили – покрывали специальной белой краской. И стояла она белая да красивая. Топят печь дровами. Дров печь берёт немного, а тепло хранит долго. О печи в старину говорили так: Она и поилица и кормилица! Чем же могла печь накормить своих хозяев?

(Ответы детей)

Фото №3 Наглядные рассматривание предметов русского быта

3 экскурсовод : В русской печи готовили щи, пекли хлеб, пироги. А такой рассыпчатой каши и пышных караваев, как из русской печи не видать не едать. Поэтому и полюбили хозяюшки русскую печку, как родного человека. Говорили – печь согревает, кормит, освещает, моет, парит, лечит, сушит. Угол, около печки, называли «печным». Это было царство женщины-хозяйки. Здесь колыбельку качали, дети играли, старые обитали. На полатях в тепле спали. Полати – это настил из досок, рядом с печкой. Там было тепло и тоже можно было спать. Забирались на полати по лесенке, прикрепленной к стене.

Воспитатель:

О русской печи, ребята, сложены мудрые народные пословицы.

Ну-ка, кто их знает, пусть скорее отвечает!

(Ответы детей)

«Без печи – изба не изба».

«Русская печь – царица дома».

«Что есть в печи – всё на стол мечи».

«Мала печка, да тёпленька»,

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

«На печи всегда лето красное»

Воспитатель:

Молодцы! Раз, два, три, четыре, пять. Предлагаю поиграть!

Воспитатель:

Наша игра называется «Сказочная печка!»

За свою жизнь русский народ сложил много сказок. Некоторые мы сейчас вместе вспомним, но только те, в которых упоминается печка. Слушайте внимательно отрывки из сказок и постарайтесь отгадать о какой сказке идёт речь.

(дети отгадывают сказку, на экране появляется изображение сказки)

Воспитатель:

«К счастью на дороге стоит печка. Печка, печка, спрячь меня! Съешь моего ржаного пирожка! Девочка скорее пирожок съела, да с братцем в печку залезла, заслонкой прикрылась». («Гуси- лебеди»)

«Из чего испечь- то? Муки нету! Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети, авось и наберёшь немножко» («Колобок»)

«Схватила Лиса его, домой притащила, печку истопила. На лопату его посадила, а он маленький, да удаленький, ножки, ручки растопырил и в печку то не идёт…»

«Я Лисичка -сестричка! Пустите переночевать! … Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку» («Лисичка со скалочкой»)

«В ту пору Иван Царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне» («Царевна Лягушка»)

«Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь»(«Маша и медведь»)

«Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю» («По щучьему велению»)

«Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка». («Волк и семеро козлят»)

Воспитатель:

Ай, да молодцы! А теперь честной народ, становитесь в хоровод!

Мы не будем здесь скучать, предлагаю поиграть!

Русская народная игра «Золотые ворота»

Воспитатель:

Вот как славно поиграли. И нисколько не устали. Пора возвращаться в музей.

(дети садятся на стулья)

Воспитатель: Поговорим мы с вами сейчас о тех предметах, которые помогали хозяйкам готовить да работать в доме. А познакомит нас с этим бабушка Егора Т.

Фото №4 презентации Русская изба Русские народные сказки Фото №5 сценка Семечки

4 экскурсовод : Возле русской печки всегда стояли ухваты, разного размера. Ими хозяева легко доставали горячие чугунки с щами или кашей. Чугунки с пищей ставили на стол, все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем (показывает) которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. А ещё в избе были глиняные крынки и горшочки для хранения разных продуктов (показывает). Молоко и сметана в них долго оставались свежими. Чугунок (показывает) был незаменим в хозяйстве. Называется он так, потому, что сделан из особого вида металла- чугуна. По весу он очень тяжёлый. Но его смело можно ставить в печь для приготовления пищи, он огня не боится и никогда не разобьётся! Кстати этому чугунку больше 100 лет!

Воспитатель: Как интересно! Давайте потрогаем его,погладим. (воспитатель даёт каждому ребёнку потрогать чугунок)

Воспитатель: Как бы про него рассказали? Какими словами, он какой?

(Ответы детей)

4 экскурсовод : В вашем музее есть еще один предмет, а какой, вы узнаете сами, отгадав загадку.

Что б есть суп – она большая,

И для каши есть такая.

Меньше чайная, немножко

Что это? Конечно… (Ответы детей)

Фото №6 Оборудование предметы русского быта проектор экран народные музыкальные инструменты самовар угощение

4 экскурсовод : Верно, это ложка (берёт, показывает). В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И даже в гости всегда ходили со своей ложкой, даже поговорка такая была «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложки были разными (берё т 2 ложки: одна расписная, другая нет). Посмотрите на эти ложки, чем они отличаются?

(Ответы детей)

4 экскурсовод : Правильно, такими не раскрашенными ложками ели. Даже горячей едой не обожжёшь ротик. А на таких (показывает) раскрашенных играли как на музыкальных инструментах (стучит ложками) на праздниках и гуляньях.

Воспитатель:

Что ж ребята, предлагаю вам на ложках поиграть. (выходят 5 детей играют на ложках)

Фото №7 Предварительная работа чтение пословиц поговорок

Воспитатель: Но не только на ложках играли наши предки. Были и другие музыкальные инструменты. Выходите, поиграйте на этих инструментах.

(дети играют под музыкальное сопровождение)

Фото №8 Отгадывание загадок чтение русских народных сказок рассматривание иллюстраций к ним

Воспитатель: А чем же интересно занимались русские люди по вечерам? Ведь у них не было не телевизора, не телефона.

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте послушаем, что нам расскажет еще один наш экскурсовод. Бабушка Ильи К.

5 экскурсовод : Вечерами, когда все дела по дому и по хозяйству сделаны были, то мужчины плели лапти из коры липы, берёзы, дуба (показывает на лапти)

Фото №9 Проведение русских народных игр хороводов

Это была обувь русского народа в тёплое время года. А для холодов валяли обувь из овечьей шерсти, которая называется валенки (показывает на валенки). В каждой избе была прялка (показывает) на ней пряли пряжу из шерсти, делали нити, из которых вязали себе одежду. Кстати, свою первую прялочку девочки получали уже в 7 лет и учились на ней прясть. Женщины и девушки плели кружево, мололи зерно, шили, вышивали, ткали половички.

Воспитатель: А по вечерам, когда все домашние дела были сделаны, выходили люди во дворы, садились на завалинку да. разговоры вели о житье – бытье, песни пели да семечки грызли. И мы предлагаем вам посмотреть сценку, которая так и называется «Семечки». А исполнят её для вас Соня Р. и Дима С.

Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадку:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит

Всем чай пить велит.

(Ответы детей)

5 экскурсовод :

В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. За самоваром собиралась вся большая семья. Пили чай с мёдом, с пирогами, баранками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: Я думаю, что вы тоже не откажитесь попить чай из настоящего самовара.

Просим всех к столу садится -

Вкусным чаем угоститься.

К чаю ароматному

Угощенье знатное.

Под музыку дети и гости идут пить чай.

Фото №10 Ход Воспитатель Ребята посмотрите сколько у нас сегодня гостей Они пришли на вас посмотреть и себя показать Фото №11 Мы гостям всегда рады

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Экскурсия в мини-музей «Ямал — мой край родной»Экскурсия в мини-музей «Ямал — мой край родной» Цель: формировать представления детей о времени года зимаЭкскурсия в мини - музей «Ямал- мой край родной» Цель: познакомить детей с родным.

Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века»Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века» Сегодня мы со своими детьми, воспитанниками средней группы, посетили музей городского быта. Встретила нас очень доброжелательный экскурсовод.

Фотоотчёт «Экскурсия в мини-музей»Фотоотчёт «Экскурсия в мини-музей» В рамках проекта «Мы память бережно храним», 18 марта дети группы «Незабудка» провели экскурсию в мини-музей «Война в детских макетах».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия в мини-музей русского народного быта. Фотоотчет
Опубликовано: 31 марта 2024 в 19:00
+137Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД