Папки-передвижки

Конспект занятия «В гостях у самовара»

Евгения Биджосян
Конспект занятия «В гостях у самовара»

Тема: «В гостях у самовара»

Цель: формирование элементарных представлений о быте, традициях русского народа, развитие познавательного интереса к истории Родины;

Задачи:

- формировать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет;

- воспитывать у детей интерес к творческой деятельности; прививать детям культуру поведения;

- развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство, игру на ложках;

Публикация «Конспект занятия „В гостях у самовара“» размещена в разделах

- дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

Ход занятия

I. Орг. момент:

Сл. 1

Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас так уютно, как дома. Мы рады видеть всех в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник, праздник радостный. По обычаю, по-старинному — посиделками называется. Веселья вам да радости!

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.

Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

II. Введение в тему

Сл. 2

Воспитатель:

Будем петь мы и плясать, говорить о том, о сем.

А о чем же разговор завести сегодня нам?

Загадаю я вам загадку:

Стоит толстяк, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. ( Ответ детей: Самовар.)

Правильно. Это самовар.

III. Основная часть

Беседа

Сл. 3

Самовар – это символ России, такой же как балалайка и матрёшка. Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари.

Сл. 4

Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – он занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка – матушка, да самовар – батюшка».

Слово «Самовар» состоит из двух частей: «Само» «вар», что означает «сам варит». Самовар – предназначен для кипячения воды, приготовления кипятка, чтобы заваривать чай. Чай на Руси – один из самых любимых напитков. Но так было не всегда.

- Что пили люди в старину, когда не было чая? (ответы детей)

Сл. 5

Традиционными русскими напитками на Руси были: квас, морс, сбитень, компот и кисель.

- Где появился самовар? (ответы детей)

Если верить одной из версий, корни самовара уходят куда глубже, чем кажется. Они произрастают из места, куда ведут все дороги на Земле – Сл. 6 Древнего Рима. Археологи обнаружили приборы, работающие по принципу русского самовара. Невероятно, но напитки из самоваров пили римляне ещё во времена античности. Аутепса — так назывался античный самовар.

- Когда появился в России? (ответы детей)

Сл. 7 Существует легенда, согласно которой самовар в Россию завёз Пётр I в 17 веке, как диковинное и новаторское приспособление, но в действительности самовары появились у нас в стране только через полвека после смерти царя Петра, и были завезены из Голландии.

Первоначально в России самовары начали делать на Урале. В России родиной самоваров считают Тулу, существует даже поговорка «в Тулу со своим самоваром не ездят», однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Иргинскому заводу, сейчас село называется - Нижнеиргинское.

- Из чего делали самовары?

Сл. 8 Самовары делали из красной и зелёной меди, мельхиора, иногда самовары золотили и серебрили. Но основной металл для самоваров – латунь.

А ещё самовары искусно украшали. Ручки, ножки и кран могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов.

- А как же пользоваться таким самоваром?

Сл. 9 В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

- Я думаю, что каждый из вас видел самовар. А вот вряд ли кто-нибудь из вас был в музее самоваров. Да, существуют такие музеи.

Первый такой музей был создан далеко от родины самовара - в Минске, столице Белоруссии. Самовары можно сейчас увидеть во многих музеях, так широко разошлись они по России. Сл. 10 Но конечно, родной, тульский музей обладает самой большой коллекцией самоваров. Представлены здесь самовары, имеющие самые разнообразные формы и отделки: в виде бочонков, ваз с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с ручками в форме петель и с кранами в виде дельфинов. Не так давно открыт музей самоваров и в Туле. Музей самоваров в Туле представляет все этапы развития самоварного производства в тульском крае. Музей обладает коллекцией довольно обширной, включающей около 330 самоваров.

- Открылся музей «Тульские самовары» в 1990 году.

В музее три зала, в которых размещены самовары с давних времен. Музей «Тульские самовары» стал визитной карточкой города. Состав музейных коллекций является уникальным, что сделало музей особенно популярным среди жителей и многочисленных туристов. Именно здесь есть возможность увидеть самовар, вес которого достигает 500 кг при объеме в 450 л – это самый большой самовар во всем мире. Около этого гиганта находится самый миниатюрный самоварчик, который вмещает в себя только три капли воды.

- Предлагаю вам пройтись по залам тульского музея самоваров. (просмотр видеоматериалов)

Сл. 11 Видеоролик

IV. Практическая часть

А ещё на самоваре делали разные надписи, например «Самовар кипит – уходить не велит»

- Ребята, а какие еще пословицы и поговорки вы знаете о русском гостеприимстве?

- Давайте поиграем в игру «Закончи пословицу». Я говорю начало пословицы, а вы её заканчиваете. Сл. 12

Береги в доме добро, в чае – тепло.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хочешь есть калачи, не сиди не печи.

Чай пить – долго жить.

Чем богаты, тем и рады.

Коль чаем угощают, значит уважают.

Много гостей, много новостей.

Рад не рад, а говори: милости просим.

- Ребята, что-то вы заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Катай каравай» Сл. 13

Одному из детей завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг и припевают:

Катай каравай,

Поворачивай, давай,

К лесу – «куролесу».

В огород залезу,

Плетень изломаю,

Гряды ископаю.

Говори, слепой,

Куда головой?

Ребёнок должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Если он отгадывает правильно, его место занимает другой участник.

Беседа

Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился до сих пор. Правда, в последние годы самовар делают электрическим (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Если спросить своих знакомых и друзей, то окажется, что почти в каждом доме или на даче есть самовар.

Сл. 14 Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. Самовар всегда считался символом русского гостеприимства, символом добра и уюта в доме. Если самовар «пел песни», когда закипал - это к добру. Сверху ставили заварочный чайник, он тоже «пел, фырчал, шипел». Наливая чай, приговаривали – на здоровье! Самовар держали горячим весь день, за чаем проводили долгие часы и бывало выпивали по 20 чашек чая. Стол ломился от разных сластей и угощений. Чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.

Сейчас трудно представить себе завтрак без чашечки чая. Чай прекрасный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Учёные установили, что чай укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость болезням, различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройство желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

Частушки в исполнении взрослых и детей

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так пропойте ж под чаёк

Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

Подавай мне чашку чая.

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Закипает самовар,

Пора его на стол нести,

Чай гостям преподнести!

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай – чаёк,

Чтобы радость приносил

Каждый день денёчек

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

- К чаю традиционно подают сушки, сухарики, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. А ещё предки любили пить не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Чай быстрее стынет, да и потом, из блюдца ведь вкуснее!

- Как вы думаете, ребята, были ли какие – то правила и приметы во время чаепития?

Сл. 15

Правила – приметы чаепития

1. Нельзя за столом пересаживаться с места на место.

2. Когда чай пили с топлёным молоком, то пенку давали младшему из мальчиков, чтобы борода росла.

3. Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце.

4. Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте ещё!

- А теперь давайте немного подвигаемся и проведём физкультминутку

Сл. 16

Дидактическая игра «Какое это варенье»

Самовар у нас стоит,

Весь как солнышко блестит,

А как песня зазвучит,

Подпевая, он кипит…

Про печенье и варенье говорит.

- А теперь поиграем в игру «Какое варенье». Я буду бросать мяч и называть фрукты или ягоды, а вы будете говорить, какое варенье из этого фрукта можно приготовить.

Малина – малиновое варенье, смородина – смородиновое варенье, абрикос – абрикосовое варенье, яблоко – яблочное варенье, земляника – земляничное варенье, слива – сливовое варенье, ежевика – ежевичное варенье, вишня – вишнёвое варенье.

- А теперь, предлагаю вашему вниманию сценку, которую подготовили наши ребята.

Сл. 17

Инсценировка

Принимал гостей мой барин,

Чай велел мне заварить,

Как заваривать - не знаю,

Постараюсь угодить!

Взял тогда налил водицы,

Чай весь высыпал в горшок.

И добавил перцу, луку,

Да петрушку корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Все ругались и плевались,

Барин был ужасно зол,

Наказать меня заставил,

Меня розгами порол!

Я всё думал, удивлялся:

Чем я мог не угодить?

А потом уж догадался -

Чай забыл я посолить!

- Я, думаю, с вами такого не случится, потому что, как правильно заваривать чай я вам обязательно покажу. Воспитатель показывает, как заваривать чай.

V. Итог:

Воспитатель: Ребята с чем мы познакомились сегодня?

Дети: С самоваром.

- Что пили люди в старину, когда не было чая?

-А для чего в доме нужен самовар?

Дети: Для приготовления кипятка.

- Где мы с вами побывали?

Дети: в музее самоваров г. Тула

- А еще мы заваривали чай, какой?

Дети: Черный и зеленый.

- Чем мы его заливали?

Дети: Кипятком.

- Правильно, а трогать руками его можно?

Дети: Нет, потому что можно обжечь руки.

- Вы все сегодня были молодцы, вели себя вежливо, весело играли, танцевали, рассматривали самовар, заваривали чай.

Воспитатель: Ну а теперь давайте пить чай, а какой же чай без угощения! Я приготовила для вас угощенье и сейчас мы будем пробовать. А теперь давайте пить чай. Приятного чаепития!

Воспитатель: а теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть. Я познакомлю вас с русской народной игрой «Наш платочек голубой».

Станем в круг и передаем платочки под песню:

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

У кого платочек окажется на самом последнем слове, тот выходит в круг и танцует после игры, дети проходят на свои места.

Перед чаепитием

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней.

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.

Чай здоровью – лучший друг!

Чаепитие

Воспитатель: Чай мы пили, танцевали

Очень весело играли,

О чае многое узнали,

Но, по-моему, устали.

Наступает час прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим вам - «До свидания!»

До приятных, новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия «В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Самовар в гостях у бабушки Федоры» к Дню самовараКонспект интегрированного занятия в средней группе «Самовар в гостях у бабушки Федоры» к Дню самовара Конспект интегрированного занятия в средней группе по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича» Ход занятия 1. Организационный момент. Л-д: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Вы согласны, тогда отправляемся в страну.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В гостях у самовара»
Опубликовано: 21 мая 2024 в 17:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «В гостях у самовара»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Биджосян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД