Папки-передвижки

Условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Алла Андреевна Славкина
Условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Актуальность: проблемы по здоровому образу жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением экологического, психологического, провоцирующих негативизм в состоянии здоровья.

Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными – дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи по здоровому образу жизни в физическом воспитании дошкольников. Такими учеными являются: Т. И. Осокина, Е. Н. Вавилова и др. Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, Е. О. Смирновой и др. Анализ работ С. А. Козловой, Л. Г. Касьяновой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму как ценности.

Публикация «Условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни» размещена в разделах

В соответствии с законом «Об Образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Здоровье – это состояние организма, характеризующееся его

- 1 –

уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных изменений представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье является личной и общественной ценностью, формированием у человека установки на сохранение и поддержание собственного здоровья. Этим занимается новая отрасль знания, получившая название валеология – наука о здоровье.

Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, багоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Здоровый образ жизни включает в себя :

Здоровое питание;

• Регулярные физические упражнения;

• Укрепление и повышение иммунитета различными способами;

• Соблюдение режима дня;

• Соблюдение правил личной гигиены;

В современной жизни практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации непосредственно – образовательной деятельности акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

- 2 -

Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на непосредственно – образовательную деятельность, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья? Как развить интерес к непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре, потребность в здоровом образе жизни? Поэтому возникла проблема: как эффективно организовать воспитательно – образовательный процесс без ущерба здоровью детей дошкольного возраста? Ответить на его можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Активный рост и развитие детского организма, высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, т. к. в дошкольный период детства закладываются основы здоровья и физического развития. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом. Одной из причин неблагополучия в состоянии здоровья детей дошкольного возраста является недооценка педагога и родителей значимости физической культуры, как средства психофизического развития и эффективности оздоровления ребенка.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Формирование культурно – гигиенических навыков является одной из самых актуальных при воспитании у детей дошкольного возраста, которая способствует укреплению здоровья, физического,

- 3 -

психического развития, а так же воспитанию культуры поведения. Главными задачами по укреплению здоровья детей дошкольного возраста является формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни; научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Потребность в здоровом образе жизни у ребенка дошкольного возраста формируется так же на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что полезно, а что вредно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

Анализ недостатков в результатах:

• Недостаточно сформированы представления и знания о пользе физических упражнений, об основных гигиенических требованиях и правилах;

• Недостаточно сформированы представления об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни;

• Мало сформированы представления о правилах поведения в различных ситуациях;

• Нет разнообразия в содержании подвижных игр и упражнений по здоровому образу жизни и их усложнений;

Анализ недостатков в основном процессе:

• Малоактивное использование технологий обучения по здоровому образу жизни;

• Мало реализован системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста для

- 4 -

современного развития жизненно важных двигательных навыков и

способностей детей;

• Недостаточное использование музыкального сопровождения на занятия по физической культуре;

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

Недостаточное количество тренажеров, картотеки подвижных игр и упражнений по здоровому образу жизни, дидактических игр и пособий по культуре поведении, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, оборудования для спортивных игр, для индивидуальной профилактической работы с детьми.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Создание организационных и психолого – педагогических условий для успешного овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами

и правилами здорового образа жизни.

- 5 -

3. Описание новых образовательных результатов :

Целевые ориентиры по ФГОС Конкретизация Проявления

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика рук; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• Ребенок проявляет любознательность Выполнение упражнений с предметами, например, с кубиками, с мешочками с песком, с малыми мячами и т. д ; выполнение основных видов движений: бег, ходьба, лазание, ползание, бросание, ловля, прыжки и т. д. ; ориентироваться в пространстве.

Самостоятельное выполнение культурно – гигиенических навыков, чтение художественной литературы о правилах поведения в различных ситуациях на улице и дома.

интерес В общеразвивающих упражнения, в подвижных играх, упражнениях на равновесие.

Полоскание рта после еды, при необходимости мытье рук, пользование носовым платком, расческой и т. д.

Публикации по теме:

«Будь здоров, малыш!» Консультация для родителей (Презентация) Задачи:   Создание условий для благотворного физического развития детей; Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных.

Формирование основ здорового образа жизни Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является физкультурно-оздоровительная работа. Здоровье – это то, что желает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 21:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД