Екатерина Шкель
Технология контекстного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Технология контекстного обучения
Контекст – это система внутренних и внешних факторов деятельности человека в конкретной ситуации. Внутренний контекст составляет совокупность индивидуальных особенностей, отношений, знаний и опыта обучаемого, а внешний – социокультурных, предметных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка. Основной единицей содержания контекстного обучения является ситуация. По мнению специалистов, в теории контекстного обучения трем базовым формам обучения соответствуют три обучающие модели : семиотическая, имитационная и социальная.
Публикация «Технология контекстного обучения» размещена в разделах
Семиотическая обучающая модель включают систему заданий,
предполагающих работу с текстом и переработку знаковой информации. В
моделях такого типа предметная область деятельности развертывается с
помощью конкретных учебных форм, в рамках которых выполняются
задания, не требующие личностного отношения к изучаемому материалу.
Единицей работы студента является речевое действие - слушание, говорение,
чтение, письмо. Средством работы является ТЕКСТ.
Имитационная обучающая модель это учебные задания предполагают
выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение ее с будущей
профессиональной деятельностью, осмысление знаний, которое происходит
тогда, когда студент включает себя в ситуацию решения каких-то
профессиональных задач. В этом случае единицей работы оказывается
предметное действие, на основе которого достигается практически полезный
эффект. Средством работы будет - КОНТЕКСТ.
В социальных обучающих моделях задания должны выполняться в
совместных, коллективных формах работы участников учебного процесса
(два и более). Такие совместные поиски решения проблемы дают опыт
коллективной работы в будущей профессиональной среде. Эта модель
реализуется в деловых и учебных играх, НИРС, комплексном курсовом и
дипломном проектировании. Единицей деятельности студента становятся
поступки, через которые студент осваивает профессию как часть культуры,
осмысляет свое отношение к труду, обществу, самому себе. Средством
работы, формирующим ценностное отношение личности к труду, людям и
природе служит ПОДТЕКСТ.
С самого начала контекстное обучение разрабатывалось А. А. Вербицким и его научно-педагогической школой применительно к профессиональному образованию, но оно также может быть с успехом использовано и в общеобразовательной школе.
Реализация такого обучения предполагает усвоение информации студентами с самого начала в контексте профессиональных практических действий и поступков. Специалист развивается в ходе индивидуального и совместного анализа и решения профессиональных ситуаций.
А. А. Вербицкий сформулировал следующие основные принципы контекстного обучения :
• обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;
• моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности;
• принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности;
• адекватность форм организации целям и содержанию образования;
• принцип ведущей роли совместной деятельности;
• принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, предложенным в рамках других теорий и подходов;
• принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий;
• принцип единства обучения и воспитания профессионала.
Основная цель контекстного обучения — формирование в рамках
учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста.
Содержание контекстного обучения отбирается из двух источников: содержания изучаемых наук и содержания будущей профессиональной деятельности, представленной в виде модели деятельности специалиста — его функций, проблем, задач, компетенций. Содержание обучения задается в виде учебных текстов (знаково-, однако содержащаяся в них информация задает предметный и социальный контексты (-контекстное) будущей жизни и деятельности учащегося.
Контекстного обучения по А. А. Вербицкому предполагает прежде всего базовые формы деятельности, предусматривающие:
Базовые формы деятельности:
– учебную деятельность академического типа (уроки, лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа);
– квазипрофессиональную деятельность (деловые игры, игровые формы занятий, тренинги);
– учебно-профессиональную деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование).
В качестве переходных от одной базовой формы к другой также выступают различные формы и технологии :
– лабораторно-практические занятия;
– имитационное моделирование;
– анализ конкретных производственных и проблемных ситуаций;
– разыгрывание ситуаций в ролях;
– спецкурсы и спецсеминары;
– игровое проектирование.
Для решения психолого-педагогических проблем взаимодействия участников образовательного процесса в качестве основной признана технология контекстного обучения. Многие исследователи считают эту технологию обучения приоритетной, особенно в условиях перехода на компетентностную парадигму образования. В соответствии с теорией контекстного обучения, разработанной в научно-педагогической школе А. А. Вербицкого, контекстным является такое обучение, в котором с использованием всех имеющихся средств и форм обучения моделируется предметное и социальное содержание деятельности.
Суть контекстного обучения, как известно, заключается в использовании в качестве основной обучающей процедуры моделирования профессионального содержания (контекста) будущей профессиональной деятельности обучающихся. Погружение обучаемых в соответствующий контекст при решении предлагаемых ориентированных задач призвано сформировать в их сознании взаимосвязь ключевых понятий и технологий деятельности педагога, способствовать приобретению практического опыта моделирования, развить у учащихся психологической готовности применять полученные психолого-педагогические знания в будущей практической деятельности.
Вывод: Построение учебного процесса на базе технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии. В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников. Технология контекстного обучения – одна из основных дидактических технологий. Она основана на вовлечении учащегося в процесс, его заинтересованности.
Таким образом, очевидно, что контекстное обучение является достаточно гибкой технологией, позволяющей сочетать в своем составе целый комплекс разнообразных технологий, методов и приемов обучения, обеспечивающих активный, творческий характер учебной деятельности обучаемых и предусматривающих разные моменты в организации обучения :
– актуализацию ранее изученного теоретического материала и его интерпретацию с новых позиций – с позиций решения проблем;
– обеспечение динамичности, привлекательности учебной деятельности для обучаемых за счет разнообразия организационных форм взаимодействия участников образовательного процесса;
– необходимость создания атмосферы интеллектуального напряжения, поиска, учебного диалога, креативности и педагогической поддержки и т. д.